ЛЕГКИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-64 (БА-64Б)
EASY ARMOR BA-64 (BA-64B)

17.03.2020
ОМСКТРАНСМАШ ИЗГОТОВИТ НАТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ БРОНЕВИКА ВРЕМЕН ВОВ

Бронеавтомобиль БА-64, который сделают на Омсктрансмаше (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех»), будет представлен в музейном комплексе городского центра гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также сможет принимать участие в парадах и реконструкциях.
БА-64 – первый советский серийный полноприводный бронеавтомобиль, который остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР. Он был создан в 1941 году на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. На Омсктрансмаше уже имеют некоторый опыт восстановления танков военного периода, а воспроизвести точную копию броневика предстоит впервые.
Работу начали с изучения архивных материалов, технической документации и поиска оригинальных чертежей. Задействованы самые высококвалифицированные специалисты – механики, конструкторы, слесари, которые с энтузиазмом принялись за дело. Задача поставлена сложная: за два месяца создать бронеавтомобиль, который сможет принять участие в Параде Победы.
Почти все детали будут изготовлены своими силами, объем уже понятен. Сейчас заканчиваются работы по технической части, затем приступят к воссозданию внешнего облика броневика. Также на предприятие в качестве образца предоставлен готовый макет машины из частной коллекции.
Как отметил главный механик АО «Омсктрансмаш» Илья Мельниченко, – «Самое сложное – это то, что нет полноценной технической документации. В основном это больше творческая, чем техническая работа. Непосредственно с восстановлением техники на предприятии мы, конечно, сталкивались. Но это были машины по нашему профилю работы, по которым есть запас знаний и документы. Здесь же абсолютно все новое, а все новое всегда интересно».
Омсктрансмаш

ЛЕГКИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-64 (БА-64Б)
ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

20.03.2020

Военнослужащие ремонтно-эвакуационного полка Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированного в Челябинской области, завершили воссоздание бронеавтомобиля времен Великой Отечественной войны БА-64 для участия в военном параде 9 мая в Екатеринбурге в составе исторической механизированной колонны.
Работа над реконструкцией первого советского серийного полноприводного бронеавтомобиля в первозданном виде заняла более года. На начальном этапе военнослужащие ЦВО, используя архивные чертежи и схемы, воссоздали детали кузова, шасси и вооружение. На стадии сборки особое внимание уделялось точности подгонки узлов и частей бронеавтомобиля. Силовой установкой броневика стал двигатель внутреннего сгорания от военного автомобиля, сходного с БА-64 по размерам и весу.
БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны. Опытный образец был создан в 1941 году на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Всего в ходе серийного производства БА-64 с апреля 1942 по начало 1946 года было выпущено 9063 бронеавтомобилей этого типа.
Броневики активно применялись советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны преимущественно в роли легкобронированных машин разведки и поддержки пехоты. Основным вооружением БА-64 был 7,62-мм танковый пулемёт Дягтерева ДТ-29.
Пресс-служба Центрального военного округа

ПАРАД ПОБЕДЫ 2020 ГОДА

30.03.2020

Военнослужащие ремонтно-эвакуационного полка Центрального военного округа, дислоцированного в Челябинской области, завершили воссоздание бронеавтомобиля времен Великой Отечественной войны БА-64 для участия в параде 9 мая в Екатеринбурге в составе исторической механизированной колонны.
Работа над воссозданием бронеавтомобиля в первозданном виде заняла более года. На начальном этапе военнослужащие ЦВО, используя архивные чертежи и схемы, воссоздали детали кузова, шасси, вооружения первого советского серийного полноприводного бронеавтомобиля. На стадии сборки особое внимание уделялось точности подгонки узлов и частей бронеавтомобиля. Силовой установкой броневика стал двигатель внутреннего сгорания от военного автомобиля, сходного с БА-64 по размерам и весу.
Справочно: БА-64 советский лёгкий бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны. Опытный образец был создан в 1941 году на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Всего в ходе серийного производства БА-64 с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9063 бронеавтомобилей этого типа.
Броневик активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли машин легкобронированных машин разведки и поддержки пехоты. Основным вооружением БА-64 был пулемет 7,62-мм танковый пулемёт Дягтерева «ДТ-29».
Пресс-служба Центрального военного округа

ПАРАД ПОБЕДЫ 2020 ГОДА


ЛЕГКИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-64 (БА-64Б)


Создан БА-64 в 1942 году на Горьковском автомобильном заводе под руководством В. А. Грачева, ведущий конструктор Г. М. Вассерман. Разработан на шасси армейского легкого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64 с использованием довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, а также опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей.
Идея разработки нового бронеавтомобиля была подана в инициативном порядке конструкторами ГАЗа после начала войны. После одобрения руководства, 17 июля 1941 года конструкторским бюро под руководством В. А. Грачёва были начаты работы по будущему БА-64.
Предварительная проработка компоновки бронеавтомобиля осуществлялась Ф. А. Лепендиным. Поначалу планировалось ограничиться переводом на новое шасси бронекорпуса и оборудования БА-20, но уже вскоре стало очевидно, что уровень его броневой защиты недостаточен, а нерациональная форма и компоновка корпуса не позволяют её усилить без значительного утяжеления конструкции. В связи с этим было решено разрабатывать полностью новую конструкцию, ориентируясь при этом на предвоенные опытные машины, такие как ЛБ-62.
Разработкой бронекорпуса, обозначавшегося как ГАЗ-125, занимались кузовные специалисты завода — Б. Т. Комаревский, В. Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин и Г. А. Носов, а также конструктор танкового ОКБ А. С. Маклаков, занимавшийся проектированием башни бронеавтомобиля, и Н. А. Астров, осуществлявший консультацию работ.
Первый опытный образец «изделие 64-125″ был выпущен в 1942 г. и имел пулемет ДТ, установленный на крыше, что давало возможность вести огонь по наземным и воздушным целям только в направлении движения бронеавтомобиля.
Заводские испытания «64-125» продолжались ещё в течение месяца, при этом вновь проявилась слабость подвески, неоднократно выходившей из строя. 17 февраля 1942 г. бронеавтомобиль был продемонстрирован уже Наркому танковой промышленности В. А. Малышеву в Москве. Тогда же было утверждено окончательное, войсковое, обозначение для новой машины — БА-64. 21—23 февраля 1942 г. бронеавтомобиль провёл в испытаниях вооружения на Софринском артиллерийском полигоне и полигоне завода № 8, а 3 марта 1942 г., вместе с новым лёгким танком Т-70, БА-64 был продемонстрирован в Кремле перед членами правительства, в том числе И. В. Сталиным. После проведения всех необходимых доработок, БА-64 был постановлением ГКО от 14 марта 1942 года принят на вооружение.
Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, когда были собраны 50 бронеавтомобилей, однако военной приёмкой они были приняты условно из-за отсутствия пулестойких шин типа «ГК». Тем не менее, первые 35 БА-64 были окончательно сданы военными уже в начале мая. Броневые корпуса для машин опытной партии и нулевой серии изготавливались на заводе № 177 в Выксе, но в дальнейшем был организован их выпуск на кузовном корпусе ГАЗа. Всего с апреля 1942 по июнь 1943 года был выпущен 3904 бронеавтомобиль БА-64. Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах.
Постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года Грачёву была присвоена Сталинская премия третьей степени, одновременно за разработку ГАЗ-64 и БА-64 на его базе.
Корпус машины сварен из броневых листов, расположенных для повышения пулестойкости под рациональными углами наклона. Крыши на башне не было, что позволяло вести огонь из пулемета по воздушным целям. На БА-64 установлены пулестойкие шины ГК. Использовался БА-64 для разведки и связи.
Силовая установка БА-64 была в целом заимствована с базового ГАЗ-64. Бронеавтомобиль оборудовался рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, модели ГАЗ-ММ. Имея рабочий объём в 3280 см³, двигатель развивал мощность в 50 л. с. при 2800 об/мин. От базового автомобиля БА-64 отличался изменениями в конструкции систем двигателя, позволявшими ему при необходимости работать на низкосортных бензинах и маслах. Ёмкость топливного бака БА-64 составляла 90 литров. БА-64Б отличался установкой форсированного до 54 л. с. двигателя и доработанной конструкцией карбюратора.
Трансмиссия всех серийных БА-64 была идентична, за исключением введения в феврале 1943 года механизма блокировки коробки передач, препятствовавшего одновременному включению первой передачи и заднего хода.
Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Начальная скорость при стрельбе лёгкой пулей составляла 840 м/с, а темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, при боевой скорострельности до 100 выстрелов в минуту. Масса пулемёта без магазина составляла 8,35 кг. Пулемёт устанавливался в лобовой части башни на турельной установке, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от −36 до +54°.
Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелисте смотровым люком, в котором для наблюдения в боевых условиях был установлен перископический зеркальный смотровой прибор с триплексным защитным стеклом и внутренней броневой задвижкой, аналогичный установленному на лёгком танке Т-60 и обеспечивавший обзор лишь лобового сектора.
Большинство выпущенных БА-64 каких-либо специальных средств внешней связи не имели, лишь на меньшую часть машин устанавливались радиостанции различных моделей. На БА-64 устанавливались радиостанции модели РБ-64-142200, или близкая к ней по характеристикам 12-РП. На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12-РП или 12-РПБ, отличавшаяся от первой наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи.
В 1942 г. был изготовлен опытный образец безбашенного десантного варианта БА-64Е и бронеавтомобиль для движения по снегу БА-643 (зимний).

Бронеавтомобиль БА-64Е разработан на шасси армейского легкого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В 1942 году был изготовлен опытный образец безбашенного десантного варианта БА-64Е, который перевозил 6 десантников.
Бронеавтомобиль БА-64З разработан на шасси армейского легкого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В 1943году был изготовлен опытный образец бронеавтомобиля для движения по снегу БА-643 (зимний), у которого вместо передних колес устанавливались лыжи вездехода ГАЗ-60 и колесный движитель был заменен на гусеничный. БА-643 мог преодолевать подъемы до 18 град., имел удельное давление на снег 0,15-0,17кг/см2 Во время испытаний БА-643 были выявлены следующие недостатки: неудовлетворительная маневренность, низкая скорость и большой расход топлива.
Одной из главных проблем БА-64 являлась также недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля. Необходимость расширения колеи БА-64 стала очевидна конструкторам ещё во время испытаний его прототипа весной 1942 года.

31 августа 1942 года по инициативе конструкторского бюро были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний. Первый прототип модернизированного БА-64, получивший заводское обозначение 64-125-Б, был изготовлен в октябре 1942 года.
С 1943 года на базе нового автомобиля ГАЗ-64Б с более широкой колеёй выпускался бронеавтомобиль БА-64Б. Увеличение ширины колеи повысило устойчивость машины. Начало серийного производства улучшенной модели БА-64Б было запланировано на сентябрь 1943 года, однако, не взирая на серьезные разрушения от июньской бомбардировки завода, в августе выпустили первые 100 машин. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался по 1946 год включительно (тогда построили последние 62 машины). Всего собрали 5159 машин.

Вначале 1943 г. были построены два опытных бронеавтомобиля для движения по железной дороге. Один из них БА-64В (Выксинский вариант) имел сменные железнодорожные колеса, другой БА-64Г (Газовский вариант) – откидные железнодорожные колеса малого диаметра.

В 1944 г. на базе БА-64Б был создан один образец бронеавтомобиля БА-64Д с уширенной башней и установкой в нее крупнокалиберного пулемета ДШК.
В виде БА-64Б бронеавтомобиль выпускалась до конца войны. Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9063 бронеавтомобилей этого типа.
БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты.
Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, в конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.
Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей.
После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.
В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.
Это единственный бронеавтомобиль, принятый на вооружение в годы Великой Отечественной войны , а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа/


МОДИФИКАЦИИ
• БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
• БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
• БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.
• БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.
• БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.
• БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.
• БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

ХАРАКТЕРИСТИКИ БА-64

Состояние на вооружении с 1942 года
Разработчик ГАЗ
Изготовитель ГАЗ
Производство серия с 1942 года
База автомобиль «ГАЗ-64″
Колесная формула 4 х 4
Боевая масса, т 2,36-2,4
Длина, мм 3660
Ширина, мм 1520
Высота, мм 1875
Дорожный просвет, мм 210
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 30
- крен, град. 18
- ров, м
- стенка, м
- брод, м 0,9
Тип двигателя карбраторный ГАЗ-ММ
Максимальная мощность, л.с. 50
Удельная мощность, л.с/т
Максимальная скорость, км/ч 80
Запас хода, км 500-560
Запас топлива, л 90
Бронирование, мм:
- лоб корпуса 10-12
- лоб башни 10-12
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 1 х 7,62-мм ДТ
(боекомплект, шт.) (1260)
Прицел диаптрич. кольцевой
Радиостанция РБ (12-РП)

ХАРАКТЕРИСТИКИ БА-64Б

Состояние создан в1943 году
Разработчик Выксинский з-д
Изготовитель Выксинский з-д
Производство опытный образец
База автомобиль «ГАЗ-67Б»
Колесная формула 4 х 4
Боевая масса, т 2,425
Длина, мм 3660
Ширина, мм 1690
Высота, мм 1400
Дорожный просвет, мм 235
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 30
- крен, град. 25
- ров, м
- стенка, м
- брод, м
Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-ММ
Максимальная мощность, л.с. 50
Удельная мощность, л.с/т
Максимальная скорость, км/ч 80
Запас хода, км 300-500
Запас топлива, л 90
Бронирование, мм:
- лоб корпуса 12
- лоб башни 12
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 1 х 7,62-мм ДТ
(боекомплект, шт.) (1074)
Прицел механический
Радиостанция 12РП

Источники:
1. Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с.
2. Е. Прочко. Бронеавтомобиль БА-64 / Амфибия ГАЗ-011. — Москва: Цейхгауз, 2006
3. М. Барятинский. Бронетанковая техника СССР 1939—1945. — Москва: Моделист-конструктор, 1998
4. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005
5. J. Ledwoch. Polska 1945—1955. — Warsawa: Wydawnictwo Militaria, 2008
6. https://ru.wikipedia.org и др.

БРОНИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ ЛЕГКОГО КЛАССА
РОССИЙСКАЯ БРОНИРОВАННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
СПЕЦИАЛЬНАЯ, БРОНИРОВАННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЯГАЧИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА