ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-55/И

DUAL-CIRCUIT AL-55/I TURBOJET ENGINE

АЛ-55 – двухконтурный турбореактивный двигатель, предназначенный для нового поколения учебно-тренировочных самолетов. Разработан на базе моделирования ТРДД АЛ-31Ф. Опытное производство осуществляется на ОАО «УМПО».
Создан для учебно-тренировочного самолёта HJT-36 разработки корпорации Hindustan Aeronautics (Индия). Основные опытно-конструкторские работы завершены в августе 2010 года. В Индии осуществляется организация лицензионного производства АЛ-55И, до начала производства небольшие партии двигателей для HJT-36 закупаются у НПО «Сатурн». Двигатель создавался при финансировании Индии.
Ответственность
• ПАО «ОДК-Сатурн»: производство газогенератора, окончательная сборка, интеграция силовой установки, наземные и летные испытания; головной исполнитель контракта по разработке двигателя; соисполнитель контракта по организации лицензионного производства
• ПАО «ОДК-УМПО» (АО «ОДК»): производство каскада низкого давления; соисполнитель контракта по разработке двигателя; головной исполнитель контракта по организации лицензионного производства

Конструктивные особенности
• 3-ступенчатый компрессор низкого давления
• 5-ступенчатый компрессор высокого давления
• кольцевая камера сгорания
• 1-ступенчатая турбина высокого давления
• 1-ступенчатая турбина низкого давления
Преимущества
• возможность применения двигателя на однодвигательных летательных аппаратах
• модульная конструкция двигателя обеспечивает высокую эксплуатационную технологичность, низкую стоимость эксплуатации
• современная цифровая система управления двигателем с гидромеханическим резервированием обеспечивает безопасность пилотирования и удобство техобслуживания
• стартер-генератор обеспечивает запуск двигателя и питание систем летательного аппарата
• унифицированный газогенератор АЛ-55 позволяет создать семейство двигателей различного применения, включая модификации оборудованные соплом с управляемым вектором тяги и форсажной камерой
Семейство двигателей на базе газогенератора АЛ-55 предназначено для установки на учебно-тренировочные самолеты и другие типы летательных аппаратов
На базе газогенератора АЛ-55 ПАО «ОДК-Сатурн» создан двигатель АЛ-55И для перспективного учебно-тренировочного самолета в интересах инозаказчика.
В 2007 году, в ходе испытаний не прошёл ТТТ, отмечались самовозгорания, из-за чего двигатель не начал лётные испытания.
Однако уже в 2008 году двигатель успешно прошел испытания на самолете МиГ-АТ.
В 2009 году НПО «Сатурн» завершило приемо-сдаточные испытания трех опытных двигателей АЛ-55И для индийской HAL.
В 2010 году двигатель АЛ-55И был модернизирован конструкторами НПО «Сатурн», которые уменьшили массу двигателя более чем на 50 килограммов.
К 2011 году НПО Сатурн передало Индии 10 двигателей АЛ-55И. В составе опытного самолета HJT-36 двигатель АЛ-55И успешно выполнил программу летных сертификационных испытаний, по итогам которой подписан совместный отчет НПО «Сатурн», корпорации «HAL» и сертификационного органа Индии. В 2011 году НПО «Сатурн» заключило контракт на поставку ВВС Индии дополнительно десяти авиадвигателей АЛ-55И для однодвигательных учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийской разработки.

Модификации:
• АЛ-55 — базовый. Устанавливается на МиГ-АТ, Як-130.
• АЛ-55И — экспортный для Индии. Предназначен для УТС HJT-36 и HJT-39.
• АЛ-55Ф — с форсажной камерой (проект). Тяга увеличена до 3000 кгс.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тяга на максимальном режиме, кгс 1 760 – 2200
Диаметр на входе в двигатель, м 0.462
Длина, м 1.950
Максимальный диаметр, мм 590
Масса, кг 355
Удельный расход топлива, кг/кгс•ч 0,71
Расход воздуха через компрессор, кг/с 29,5
Ресурс, час. 2000

Источники: www.npo-saturn.ru, ru.wikipedia.org, avia.biz.ua и др.

УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ HJT-36 SITARA (ИНДИЯ)
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ МИГ-АТ
САТУРН НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ