САМОЛЕТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ТОН»
AIRCRAFT RADAR STATION «TON»"

Наиболее важной в области радиолокационной техники и доведенной до войскового применения в годы войны, безусловно, была работа ВНИИ -108 по созданию самолетной РЛС «ТОН».
Работа велась в лаборатории №13 под руководством А.А. Расплетина, совместно со специалистами лабораторий №12 и №14.
После успешной работы над РД-1 интересы А. А.Расплетина начали смещаться от телевидения к радиолокации. Такой опытно-конструкторской работой стало создание станции для защиты хвоста самолёта «Тон».
Полученный опыт по комплексной настройке самолётных РЛС «Гнейс-2» очень скоро пригодился Расплетину в новой работе, которая по своей сложности не уступала «Гнейс-2». Американские бомбардировщики уже были оснащены РЛС защиты хвоста – её называли «Моника». Поэтому руководство предложило Расплетину ознакомиться с описанием этой станции и по возможности использовать технические решения для изготовления отечественной, названной «ТОН».
Работа «ТОН» – это самолетная РЛС для бомбардировщиков, предупреждающая о нападении с задней полусферы.
18 апреля 1944 года постановлением ГКО № 5647 было сформулировано задание на новую самолётную РЛС. В нём говорилось: «Самолётная радиолокационная станция для бомбардировщиков, предупреждающая нападение с хвоста. Срок – август 1944 года».
В первую очередь ставилась задача воспроизвести «Монику». Эту работу возглавил Расплетин. Он и его сотрудники провели НИР и пришли к выводу, что заокеанская техника обладает рядом недостатков и многие из параметров можно значительно улучшить.
В 1944 году нашим ученым удалось создать аналог английской самолетной станции предупреждения об атаках самолета в хвост, который получил название ТОН. После этого началась разработка отечественной радиолокационной станции ТОН-2. Всю работу возглавлял А.А. Расплетин, разработку антенн вел Е.Н. Майзельс, передающей части – Н.И. Оганов.
В конце августа 1944 года с положительным результатом закончились лабораторные и летные испытания станции ТОН-2. Было установлено, что она отвечает заданным тактико-техническим требованиям и может быть предъявлена к государственным полигонным испытаниям. Эта РЛС имела большое значение для защиты боевых самолетов, ведь разработанная институтом аппаратура предупреждала экипаж бомбардировщика о приближении самолета противника с задней полусферы при дальности около 1,2 км, подавая звуковой сигнал, слышимый в сети самолетно-переговорной установки. Успешно пройдя государственные испытания, РЛС «ТОН-2» в конце 1944 года была принята в серийное производство.
В декабре 1944 года началась передача чертежей и другой технической документации на специально выделенный для этой цели серийный завод. Эта РЛС имела большое значение для защиты боевых самолётов. Статистика, имевшаяся в то время, показывала, что 80 процентов бомбардировщиков были сбиты в результате атаки истребителей со стороны хвоста.
В 1945 году производилось оказание технической помощи в освоении серийного производства аппаратуры «ТОН-2» заводом НКАП. Одновременно началась разработка станции «ТОН-3», имевшей аналогичное назначение, что и «ТОН-2», но устанавливаемой на истребителе.
В 1945 году было изготовлено три комплекта опытных образцов станции «ТОН-3», проведены и успешно закончены лётные и заводские испытания. Работа на этом этапе была сдана заказчику НИИ ВВС. Государственные испытания аппаратуры «ТОН-3» проводились весной 1946 года, уже после окончания войны.

Источники: цнирти.рф, Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей» Авторы: Ашурбейли И. Р., Сухарев Е. М. и др.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА А.И БЕРГА
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
АВИАЦИОННОЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ