СПАСАТЕЛЬНЫЙ КАТЕР-БОНОПОСТАНОВЩИК ПРОЕКТА А40-2Б
A RESCUE BOAT BOOMS INSTALLATION PROJECT A40-2B

18.04.2016

ПАО «Ярославский судостроительный завод» 15 апреля 2016 года спустил на воду головной катер-бонопостановщик проекта А-40–2Б-ЯР «Александр Сизонцев» ФКУ «Дирекция госзаказчика». Об этом сообщает пресс-служба предприятия.
Суда строятся по проекту ООО «Агат Дизайн Бюро» (г. Санкт-Петербург).

15.06.2017

7 и 8 июня 2017 года на территории ПАО «Ярославский судостроительный завод» (Управляющая компания АО «ВП Финсудпром») после успешно завершенных испытаний государственной комиссией подписаны акты технической приемки на третье и четвертое суда в серии из шести катеров – бонопостановщиков проекта А40–2Б-ЯР (заводские №163 и №164) «Капитан Мишин» и «Спасатель Алексюк».
Приемочной комиссией государственного заказчика установлено, что оба судна готовы к эксплуатации и транспортировке в порты назначения Петропавловск-Камчатский и Ванино.
Контракт на строительство серии катеров из 6 единиц заключен между ФКУ «Дирекция государственного заказчика» и ПАО «Ярославский судостроительный завод» в октябре 2014 года.
Ярославский судостроительный завод

24.04.2018

ПАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания АО «ВП Финсудпром») 20-ого апреля 2018 года в рабочем порядке произведен спуск на воду спасательного катера — бонопостановщика проекта А40–2Б-ЯР заводской номер 165. По решению заказчика судну присвоено наименование «Капитан Балашов». Место его базирования – порт Владивосток.
«Капитан Балашов» — пятый в серии из шести катеров, строящихся заводом по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта. Четыре судна переданы заказчику в 2015и 2016 годах, пятое и шестое — будут переданы в 2018 году в соответствии с условиями государственного контракта.
Ярославский судостроительный завод

29.04.2018

ПАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания АО «ВПФинсудпром») 27-ого апреля 2018 года в рабочем порядке произведен спуск на воду спасательного катера — бонопостановщика проекта А40–2Б-ЯР заводской номер 166. По решению заказчика судну присвоено наименование «Капитан Барабаш».
Крестной матерью судна стала Зоя Валиахмастова — инженер-технолог 10-цеха предприятия.
«Капитан Барабаш» — шестой в серии из шести катеров, строящихся заводом по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта. Четыре судна переданы заказчику в 2016 году и 2017 году, пятое и
Ярославский судостроительный завод

21.06.2018

На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 июня состоялась техническая приемка пятого и шестого судов в серии из шести спасательных катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б-ЯР: строительный № 165 – «Капитан Балашов» и строительный № 166 – «Капитан Барабаш». Событие завершило строительство серии из шести судов данного проекта в интересах пополнения аварийно-спасательного флота ФГБУ «Морская спасательная служба».
Проект судов разработан ООО «Агат-Дизайн» совместно с ПАО «ЯСЗ».
Серия построена по заказу ФКУ «Дирекция госзаказчика» в рамках мероприятия «Строительство спасательного катера-бонопостановщика» подпрограммы «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы».
Федеральное агентство морского и речного транспорта

30.12.2023

Судостроительный завод «Море» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) передал заказчику второй спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б.
Строительство судов проекта А40-2Б велось по поручению Росморречфлота в рамках Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» для нужд ФГБУ «Морспасслужба» по государственному контракту, заключенному с ФКУ «Дирекция госзаказчика».
Спасательные катера-бонопостановщики проекта А40-2Б предназначены для транспортировки средств ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов в прибрежных морских, речных и озерных поисково-спасательных районах, на акваториях бухт, заливов, морских и речных портов. Суда могут локализовать распространение пролитых нефтепродуктов с помощью постановки боновых заграждений и построения нефтесборных ордеров, ликвидировать разливы нефти или нефтепродуктов путем их сбора в плавучие ёмкости и буксировки их к месту приёма береговыми или плавучими станциями. Еще одно предназначение катеров – поиск и подъем с воды плавающих объектов и людей.
Выполнение задач осуществляется в соответствии с районом плавания судна для круглогодичной эксплуатации в незамерзающих морях, в том числе в ледовых условиях в соответствии с ледовым классом Iсе2.
https://aoosk.ru/press-center/news/zavod-osk-v-feodosii-peredal-zakazchiku-spasatel-bonopostanovshchik/


СПАСАТЕЛЬНЫЙ КАТЕР-БОНОПОСТАНОВЩИК ПРОЕКТА А40-2Б

Назначение: Спасательный катер-бонопостановщик – судно работающее в составе береговой инфраструктуры морских и речных портов, которое служит для обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды, при аварийных разливах нефти и предназначен для:
– транспортировки и постановки плавучих боновых ограждений, доставки к местам разливов аварийных партий и природоохранного оборудования;
– локализации распространения пролитых нефтепродуктов в жесткие плавучие емкости объемом не менее 2м3 и дальнейшей их буксировки к месту приема береговыми или плавучими станциями;
– построения нефтесборных ордеров.
Также он может использоваться как лоцманский катер, гидрограф и для проведения водолазных работ.
Потребность в подобных видах судов существует не только у портовых хозяйств, но и у коммерческих компаний, производящих разведку, добычу и транспортировку углеводородных ресурсов на морях, включая и нефтяные терминалы.
Район плавания: R3-RSN. Смешанное (река-море) плавание с удалением от места убежища до 50 миль.
Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМIce2 R3-RSN AUT3 oil recover ship (>60)
ОАО «Ярославский судостроительный завод» и ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» 3 октября 2014 года по итогам открытого конкурса подписали государственный контракт на выполнение строительных работ по объекту «Строительство спасательного катера – бонопостановщика». Об этом сообщает пресс-служба судзавода.В рамках этого государственного контракта на ЯСЗ будет построена серию из 6 ед. катеров–бонопостановщиков проекта А40–2Б.
Заказчик: Федеральное Агентство Морского и Речного Транспорта
Проектанты: ОАО «ЗНТ», КБ «Агат»
Спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б
ТИП СУДНА
Однопалубный катер с рубкой сдвинутой в нос, со средним расположением машинного отделения, двухвальный. Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМIce2 R3-RSN AUT3 oil recover ship (>60) Материал корпуса: Сталь РСА, Рубка: алюминиево-магниевый сплав 1561. Тип и место постройки главного двигателя: DI 1643M фирмы Scania, Щвеция Мощность главного двигателя 2 х 441 кВт при 1800-1900 об/мин. Род движителя, кол-во винтов винты фиксированного шага, два Радиостанция, ее мощность: ПВ/КВ радиоустановка SRG-2150DN 150Вт УКВ-радиоустановка STR-6000 А, 25 Вт Рулевое устройство: На катер установлены два подвесных балансирных руля площадью 0,30 м2 каждый, работающие в струе гребного вала. Угол перекладки рулей ± 35°. В качестве привода рулей используется электрогидравлическая рулевая машина «Jastram» поставки ЗАО «Навис» Число и мощность водоотливных, противопожарных средств: четыре генератора огнетушащего аэрозоля СОТ-2М, установлены в МО. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Температура воздуха в диапазоне от +28 до –25 град.С и воды – от 0 до +16 град. С
РАЙОН ПЛАВАНИЯ – R3 – RSN
Смешанное (река-море) плавание с удалением от места убежища до 50 миль.

ПОСТРОЕННЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА- БОНОПОСТАНОВЩИКИ

Строительный номер Название Сдан заказчику Отправлен
№ 01001 «Геннадий Кожухов» сдано в мае 2010г. отправлен Балтийское БАСУ
№ 01002 «Анатолий Ткачев» сдано в июне 2010г. Новороссийское БАСУ
№ 01003 «Анатолий Веретехин» сдано в сентябре 2010г. Астраханское БАСУ
№ 01004 «Виктор Петров» сдано в сентябре 2010г. Мурманское БАСУ
№ 01005 «Евгений Морозов» сдано в октябре 2011г. Балтийское БАСУ
№ 01006 «Валерий Барский» сдано в ноябре 2011г. Новороссийское БАСУ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина наибольшая, м 19,90
Длина по КВЛ, м 18,8
Ширина наибольшая, м 4,70
Высота надводного борта, м 1,174
Осадка максимальная, м 1,33
Водоизмещение полное, т 45,6
Скорость хода (не менее), узлы 20,0
Скорость экономического хода (не менее), узлы 12,0

Вместимость цистерн:
Топлива, куб.м. 2,6
Пресной воды, куб.м. 1,1
Сточная, куб.м. 1,0
Трюмных вод, куб.м. 0,28
Запасы:
Спецификационный запас топлива, т. 2,0
Спецификационный запас воды, т. 1,0
Дедвейт:
Экипаж с багажом 0,2 т
Спецперсонал с багажом 0,4 т
Провизия 0,05 т
Пресная вода 1,0 т
Топливо и масло 2,018 т
Итого: 3,668 т
Водоизмещение:
Порожнем 41,94 т
Полное 45,6 т
Айрдрафт 9,3 м
Айдрафт без мачты 5,07 м
Доковый вес 43,0 т
Экипаж – 2 человека.
Спецперсонал- 4 человек.
Скорость хода – около 20 узлов, экономического – 12 узлов.
Дальность плавания – экономическим ходом – до 250 миль.(463 км)
Автономность – по запасам пресной воды и провизии – не менее 3 суток.
Мореходные качества обеспечивают возможность эксплуатации катера при волнении моря до 4 баллов.
Scania DI 1643M Масло Mobil Delvac XHP
Расход масла менее 0,3 г/кВт/час.
0,3 г х 441 кВт х 2 = 264,6 г/час х 190 час = 50,2 л

Источники: www.nobel-shipyard.ru, forum.katera.ru и др.

ЯРОСЛАВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДА И КАТЕРА
ГРАЖДАНСКИЕ СУДА
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ