ОПЫТНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ А-7
EXPERIENCED TORPED BOAT ON WATER A-7

Желание руководителей оборонной промышленности и ВМС было понятно: вдохнуть быстро и недорогой ценой новую жизнь в огромный парк торпедных катеров, число которых исчислялось сотнями. Десятилетний план военного кораблестроения 1946 года предусматривал дальнейшее развитие обычных торпедных катеров. Тогда серийный торпедный катер проекта 123бис развивал приличную скорость, около 52 узлов, но появилась перспектива ее увеличить, да и улучшить другие тактико-технические данные катеров и это было заманчиво.
Получив заказ на переоборудование торпедного катера проекта 123бис, группа конструкторов конструкторского отдела под руководством Алексеева ускоренно проводит модельные исследования подводных крыльев для такого катера и разрабатывает проектную документацию, ведь сроки работ по договору очень жесткие.
В приказе Министра Транспортного машиностроения отмечается достижение высоких успехов заводом «Красное Сормово» в новом направлении скоростного судостроения и поручается заводу «Красное Сормово» переоборудование одного торпедного катера проекта 123бис под подводные крылья с крайне жестким сроком исполнения работы — 3 квартал 1947 года.
Однако последующий опыт многократно показал, что все-таки выводы завода «Красное Сормово» и Алексеева на основании разработки и испытаний катера А-5 и моделей катера проекта 123бис о целесообразности разрабатывать катера с подводными крыльями заново, был правильным. Переоборудование парка катеров ВМС под установку подводных крыльев в конечном итоге по ряду причин не состоялось, более того, организация работ, в которой оказалось два технических руководителя — главных конструктора катера и комплекса подводных крыльев и два КБ значительно повредила делу.
И, хотя Алексеев представлял, что правильнее разрабатывать специальный комплекс «корпус — подводные крылья», но и это упрощенное поручение имело свои преимущества: это для него была первая настоящая работа с боевыми катерами, на этой работе могла быть всесторонне отработана технология изготовления подводных крыльев, создана основа коллектива конструкторов по созданию морских катеров с подводными крыльями.
Учитывая необходимость проведения исследований в бассейне, к тому же с более высокими скоростями, завод выходит с предложениями в Министерство Транспортного машиностроения по финансированию строительства опытового бассейна. Министерство поддерживает предложение завода и в распоряжение созданной гидравлической лаборатории передается 4 пролет танкового опытного цеха завода для строительства там опытового бассейна с более совершенными параметрами, чем бассейн ЦКБ-51, размешенный в здании конструкторского бюро.
В мае 1947 года главком ВМФ адмирал Иван Юмашев издал приказ об оснащении крыльевыми устройствами одного из строящихся серийных торпедных катеров проекта 123бис.
На заводе № 112 на торпедный катер проекта 12Збис (заводской номер 981), получивший индекс А-7, установили крылья и в 1947 г. доставили на Черное море в Севастополь для испытаний, в том числе и в экстремальных условиях.
Работа по проектированию порученной установки подводных крыльев на катер 123бис разворачивалась трудно. Достаточно долго происходила межминистерская процедура получения из ЦКБ-19 Министерства Судостроительной промышленности — разработчика катера чертежей, особенно секретных, катера проекта 123бис. Аналогично происходила и бюрократическая процедура получения необходимых отчетов по результатам ранее выполненных исследований модели корпуса торпедного катера проекта 123бис в скоростном бассейне ЦАГИ Министерства Авиационной промышленности (МАП), который в те времена, еще от Туполева, был идеологом в части разработки гидродинамики скоростных катеров.

К тому же был не выполнен Тюменским судостроительным заводом срок поставки на завод «Красное Сормово» самого катера для переоборудования. Только к концу лета 1947 года из Тюмени на завод «Красное Сормово» железной дорогой удалось оттранспортировать торпедный катер 123бис заводский № 385.
Катер устанавливается в одном из цехов завода. К этому времени основные рабочие чертежи установки подводных крыльев гидролабораторией были выполнены. Работа закипела, и в сентябре 1947 года первый боевой катер с подводными крыльями был символически «заложен», но установленные сроки работ уже прошли.
К весне 1948 года подводные крылья изготовлены и смонтированы на катере. Произведены необходимые подкрепления под установку крыльев и необходимые доработки систем катера.
Весной катер был спущен на воду, налажена материальная часть и начались его заводские испытания. Испытания проводились на реке Волге.
На заводских испытаниях катера была зафиксирована при нормальном водоизмещении максимальная скорость 61 узел. Однако на режиме выхода катера на крылья обнаружилась недостаточная поперечная остойчивость.
После проведения и устранения дефектов по результатам заводских ходовых испытаний катер летом был отправлен в г. Севастополь, где по приказу Главкома Юмашева и Министра Транспортного машиностроения Малышева от 28 сентября 1948 года катер А-7 был предъявлен на Государственные испытания.
Для испытаний на море и сдачи торпедного катера с завода «Красное Сормово» выехали во главе с главным конструктором переоборудования катера А-7 Р. Е. Алексеевым, назначенным от завода ответственным сдатчиком, бригада конструкторов гидролаборатории СКБ (специальное конструкторское бюро, так был переименован в 1948 году конструкторский отдел завода, что повышало его статус) и бригада рабочих опытного танкового цеха.
Заводом «Красное Сормово имени тов. Жданова», впервые в Советском Союзе, создан совершенно новый боевой тип торпедного катера — катер на подводных крыльях, тактико-технические элементы которого значительно лучше серийного торпедного катера 123бис. Осуществлённая и испытанная схема катера на подводных крыльях А-7 является совершенно новой и по гидродинамической характеристике стоит выше всех предложенных схем у нас, а также и за границей.
Созданный тип катера на подводных крыльях открывает широкие перспективы увеличения скорости и мореходности торпедных катеров.
28 сентября 1948 года катер А-7 с передним и небольшим задним малопогруженными крыльями в Севастополе был представлен на государственные испытания, которые завершились успешно. А-7 развил
60-узловую скорость, что было на 8 узлов больше, чем у «бескрылых» ТКА проекта 123бис, а крейсерский его ход (52 узла) оказался равен максимальной скорости серийного катера. Мореходные качества тоже стали выше. Отсутствовали удары о воду и тряска, присущие всем реданным катерам. Вследствие этого улучшились условия использования оружия. Значительно повысилась маневренность. На 52 узлах диаметр циркуляции оказался в три раза меньше. При ходе на подводных крыльях исчезали демаскирующие буруны. Остойчивость на всех режимах была хорошая, а общая прочность конструкции и системы крыльев оказалась достаточной. Катер А-7 был принят в состав Черноморского флота.
Так был поставлен на подводные крылья и сдан Военно-Морским Силам первый боевой торпедный катер в стране.
Это была первая большая победа коллектива Алексеева, которая показала, что движение на подводных крыльях дает свои преимущества. Кроме этого, вспоминая об этом периоде Алексеев пишет: «заводские и Государственные испытания А-7 полностью доказали преимущества малопогруженных подводных крыльев перед всеми известными схемами».
Результаты испытаний показали, что установка крыльевого устройства позволила повысить скорость катера на крыльях в натурных морских условиях до 60 узлов при удовлетворительных характеристиках продольной и боковой остойчивости. Значительно улучшилась маневренность, снизились перегрузки при движении на волнении. Последнему в немалой степени способствовала установка на корпусе катера подкрылков.
Однако гидродинамическое качество катера А-7 оказалось низким (около 7), при выходе на подводные крылья остойчивость была недостаточная (катер опасно крепился при маневрировании) Отмечались также неудовлетворительные характеристики взаимодействия корпуса с поверхностью воды при движении на крыльях (удары, резкое торможение и т. п.). Причиной этою эффекта была неудачная форма корпуса серийною глиссирующего торпедного катера, который не отвечал требованиям движения на подводных крыльях, а также режима выхода на крылья. Стало ясно, что для морских условии эта схема требует серьезной доработки.
Несмотря на то, что Государственная комиссия по приемке катера А-7 в конце ноября 1948 года закончила свою работу, но утверждение Акта комиссии было задержано по каким-то причинам, более чем на полгода, до 9 июля 1949 года. Утверждение акта Госкомиссии должно было рассматриваться Министром Транспортного машиностроения И. И. Носенко, коренным судостроителем, бывшим до этого (1940–1946 гг.) Министром Судостроительной промышленности, назначенным на эту должность с декабря 1948 года.
Итогом создания катера А-7 стало Постановление Совета Министров Союза ССР № 2582-1015 от 18 июня 1949 года, на основании которого был выпущен приказ Главнокомандующего ВМС и Министра Транспортного машиностроения от 09 июля 1949 года «О результатах испытаний опытного торпедного катера на подводных крыльях», подписанный Главкомом И. С. Юмашевым и заместителем Министра С. А. Степановым, который и утвердил Акт комиссии.
Алексеев планирует дальнейшее совершенствование крыльевого устройства для торпедных катеров проекта М-123бис и выполняет модельные испытания по улучшению подводных крыльев катера А-7 применительно к торпедному катеру М-123бис.

Источники: www.ckbspk.ru, www.oborona.ru, Техника и вооружение №12-2006 и др.

ОПЫТНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 123К
ОПЫТНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ А-10
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА