4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ
САЛОН МВМС-2009
4TH INTERNATIONAL NAVAL SALON
OF THE MVMS-2009

В конце июня 2009 года закончил работу 4-й Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге. А история его рождения относится к концу 1990-х годов, когда ведущие организации судостроительной промышленности и военно-морского флота обосновывали необходимость проведения этого мероприятия в Санкт-Петербурге. В первую очередь это относится к ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и 1 ЦНИИ МО РФ. Тогда было доказано, что именно в Петербурге необходимо проводить Международный военно-морской салон, здесь есть необходимые выставочные площади, акватория для демонстрации кораблей, Ржевский артиллерийский полигон для демонстрации в действии корабельных артиллерийских систем и пушкинский аэродром для показа морской авиатехники.
Прошли годы, и в 2003 году – в год 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, наконец, был проведен первый в истории России Международный военно-морской салон (МВМС). И понятно, что первое крупное мероприятие такого рода не может пройти идеально, все же он удался. В выставочной экспозиции МВМС-2003 приняли участие 319 экспонентов, в т. ч. 52 иностранные компании из 19 стран. На салон прибыли 26 делегаций из 24 стран. Был задействован аэродром в Пушкине и Ржевский полигон. Салон сразу привлек внимание морских специалистов всего мира. Этот факт стал свидетельством своевременности и востребованности международного выставочного проекта на рынке военно-морской техники и вооружения.
Второй Салон – МВМС-2005 – по основным показателям превзошел первый и, согласно общей оценке, прошел на более высоком международном уровне. Увеличилось количество участников выставочной экспозиции и посетителей-специалистов, возросло число зарубежных экспонентов (56) и официальных иностранных делегаций (28), было проведено множество деловых переговоров. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге из разового мероприятия перешёл в разряд плановых, традиционных и занял место в тройке ведущих военно-морских выставок мира на ряду с EURONAVAL (Ле Бурже) и IMDEX ASIA (Сингапур).
На третьем салоне (МВМС-2007) в экспозиции приняли участие 383 фирмы и организации, в том числе 65 зарубежных из 28 стран. Салон 2007 года посетили 50 официальных иностранных делегаций из 44 стран, 110 бизнес-делегаций от российских и зарубежных фирм, свыше 23 тыс. специалистов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 января 2008 года № 8-р c 24 по 28 июня 2009 года в Санкт-Петербурге состоялся четвертый Международный военно-морской Салон (МВМС-2009). Организатором мероприятия выступило Федеральное агентство по промышленности (Роспром). Салон проводится при участии Министерства обороны РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Правительства Санкт-Петербурга и ОАО "Рособоронэкспорт". Устроитель – ЗАО «Морской Салон».

В этом году расширена тематика Салона, она охватывает все этапы создания кораблей и морской техники: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы. Значительную часть выставки занимают производители комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий. Несмотря на мировой финансо¬во-экономический кризис, основные предприятия судостроительной отрасли России и предприятия-котрагенты – поставщики комплектующих – принимают участие в Салоне. Более высокую активность по сравнению с прошлыми Салонами проявили иностранные компании, демонстрируя готовность к кооперации. Участниками экспозиции МВМС 2009 стали 350 предприятий из 28 стран, из них 67 – иностранные фирмы. Участники разместили свои экспозиции в павильонах площадью 13 000 метров, на открытых выставочных площадях, на акватории у причалов Морского вокзала и у выставочного комплекса. Среди участников представлены все ведущие предприятия морской отрасли России. Значительные площади выставки заняли производители комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения. Салон 2009 года привлек рекордное внимание прессы, прежде всего, зарубежных СМИ: для работы на МВМС-2009 заблаговременно аккредитовались около 150 СМИ, в т. ч. 26 информагентств.
В рамках салона проведено большое количество официальных переговоров, в том числе с участием Главнокомандующего ВМФ РФ – 12, с участием должностных лиц ФС ВТС России – 8, с участием представителей ФГУП "Рособоронэкспорт" – более 30. Например, заместителем директора ФС ВТС России Вячеславом Дзиркалном были проведены встречи и переговоры с командованием ВМС Индонезии, Шри-Ланки, Катара, представителями официальных делегаций Омана, Индии, в ходе которых обсуждались состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России с этими государствами. Состоялись переговоры заместителя директора ФС ВТС России К.Бирюлина с представителями Казахстана по вопросам двусторонних связей в сфере ВТС. ФГУП "Рособоронэкспорт" и компания "Талес" подписали меморандум о развитии сотрудничества по военно-морской тематике.

В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории Невы были представлены корабли и катера из состава МО РФ, ФСБ РФ и приглашённые корабли иностранных государств – Великобритании, Франции и Нидерландов: сторожевой корабль (корвет) пр. 20380 «Стерегущий»; сторожевой корабль (фрегат) пр. 11540 «Ярослав Мудрый»; ракетный катер «Р-2» пр. 12411; десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» пр. 12322; патрульный катер пр. 12200 «Соболь»; фрегат «St. Albans», Великобритания; тральщики «Sagittaire» и «Pegase», Франция; ДВКД «Johan de Witt», Нидерланды. У причалов выставочного комплекса были размещены 18 катеров предприятий-участников экспозиции.
Самым современным российским кораблем основных классов является корвет «Стерегущий», построенный на ОАО «Северная верфь» (проектант ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз"). Спуск на воду корвета "Стерегущий" состоялся в мае 2006 года. В ноябре 2006 года "Стерегущий" приступил к ходовым испытаниям. Водоизмещение корабля составляет 2200 тонн, длина наибольшая – 104,5 метров, ширина наибольшая – 13 метров, полная скорость хода – 26-27 узлов, экономическая скорость хода – 14 узлов, мореходность – по безопасности плавания без ограничения, по использованию оружия – 5 баллов. Экипаж корабля – 100 человек. 14 ноября 2007 года ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" передало ВМФ головной корвет "Стерегущий" (зав. №1001) проекта 20380. Сейчас в различных стадиях строительства находятся другие корабли серии «Сообразительный» (зав. №1002) и «Бойкий» (зав. №1003) на Северной верфи, «Совершенный» (зав. №710) – на Амурском судостроительном заводе. В ближайшие годы ими пополнится российский ВМФ.
Другим важным участником салона стал сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль . Он построен на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" и является вторым кораблем этой серии, первый СКР «Неустрашимый» 24 января 1993 года поднял военно-морской флаг России. На «Ярославе Мудром» установлены новые российские образцы тактического оружия – в частности, ракетные комплексы «Уран» и «Водопад-НК», ЗРК среднего и ближнего радиуса действия, РБУ-6000 и др. Закладка этого сторожевика состоялась еще в 1991 году, но в 1994 году решением Правительства РФ его строительство при 75-процентной готовности было приостановлено, а возобновлено с корректировкой технического проекта только в 2002 году. 16 июня 2009 года "Ярослав Мудрый" успешно завершил программу государственных испытаний в Балтийском море и возвратился в акваторию предприятия. В настоящее время "Рособоронэкспорт" вместе с Зелендольским ПКБ (проектант) продвигает на мировой рынок экспортную версию корабля – проект 11541 "Корсар".
Как известно, недавно 4 мая этого года во время испытаний "Ярослава Мудрого" корабельный противолодочный вертолет Ка-27 при посадке задел несущим винтом палубную надстройку и повредил зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик". После разрушения винта вертолет сначала рухнул на палубу, а затем в воду. В этот момент на борту находилось пять человек. Все они были спасены.
Катер проекта 12200 «Соболь» так же представлен на МВМС-2009, он был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» (гл. конструктор Б.А.Лейкис) по заданию морских частей пограничных сил (ПС) ФСБ РФ, эти работы были начаты уже в этом XXI веке. Длина катера – 30 метров, ширина – 5,6 метра. Две дизельные энергетические установки общей мощностью 3620 л.с. позволяют развивать скорость до 48 узлов. Проектная дальность плавания корабля – около 800 морских миль, экипаж – 6 человек. Катер может быть оснащен артиллерийской установкой АК-306 и современным радиолокационным оборудованием. Торжественная церемония закладки головного катера (зав. №501) состоялась 24 января 2003 года на СФ «Алмаз». В конце сентября 2006 года патрульный катер проекта 12200 "Соболь" был спущен на воду, затем прошел испытания и в октябре 2006 года он был передан заказчику. По результатам его испытаний было принято решение о запуске "Соболя" в серию из 30 единиц. В 2008 году было построено два таких катера.
ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" (Санкт-Петербург) совместно с "Рособоронэкспортом" ведет переговоры о поставках перспективного патрульного катера "Соболь" с большой группой заинтересованных заказчиков. В числе стран, пожелавших приобрести этот быстроходный корабль повышенной мореходности, Китай, Индия, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, страны Ближнего Востока, Центральной Америки, Южной Африки, Бразилия.
Ракетный катер «Р-2» пр. 12411 и десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия» пр. 12322 уже стали традиционными участниками МВМС в Санкт-Петербурге.
На Международный военно-морской салон 2009 г. в качестве почетных гостей прибыли британский фрегат «St. Albans» и два французских тральщика «Sagittaire» и «Pegase. 500-тонные тральщики оказались далеко от родных берегов в рамках традиционных международных учений проводимых НАТО на Балтике.
Фрегат «St. Albans» является последним кораблем серии из 16 фрегатов проекта 23 «Duke» («Герцог») – все корабли серии названы в честь полководцев и государственных деятелей Британии, носивших титул герцога: Мальборо, Монмут, Монтроз и др. Корабль, построенный на верфи «Yarrow Shipbuilders» в г. Глазго, вошел в строй 4 февраля 2000 г. Полное водоизмещение корабля 4200 т, стан¬дартное – 3500 т. Главные размерения, м: 133,0 х 16,1 х 5,5. Главная энергетическая установка – двухвальная, дизель газотурбинная с электродвижением. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания 7800 миль при скорости хода 15 уз. Экипаж 181 чел. (13 офицеров). Вооружение корабля включает две счетверенные установки противо¬корабельных ракет «Harpoon», 3PK «Sea Wolf» с 32 ракетами в ВПУ, 114-мм/55 артиллерийскую установку Мк 8, 2 30-мм артиллерийские установки, два 7,62-мм пулемета М323Мк 44 Minigun и 4 пулемета морской пехоты; 2 двухтрубных 324-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Stingray и др. вооружение.

Французские тральщики – искатели мин «Sagittaire» и «Pegase» с бортовыми номерами М650 и М644 типа «Eridan» построены в Лорьяне во второй половине 1980-х годов по совместному франко-бельгийско-голландскому проекту TRIPARTITE. Водоизмещение стандартное 562 т, полное -615 т. Главные размерения: 51,5×8,9×3,8 м. Главная энергетическая установка: дизель Stork-Wartsilla A-RUB, он обеспечивает скорость полного хода 18,0 уз.. Экипаж-49 чел.(5 офицеров). Вооружение: один 20-мм автомат системы GIAT20F2, один 12,7-мм пулемет и два пулемета калибра 7,62 мм. Для поиска и уничтожения мин используются два телеуправляемых аппарата РАР-104 mod 4 фирмы ЕСА и два телеуправляе¬мых аппарата Double Eagle Mk2 фирмы Bofors. С 2001 по 2005 г. корабли типа «Eridan» были модернизированы с заменой ГАС DUBM 21E на ГАС TUS 2022 МкШ, размещением аппаратов Double Eagle Mk2, усовершенствованием БИУС и систем связи.
Десантный корабль-вертолетоносец «Johan de Vitt» вошел в строй в 2007 г.. Водоизмещение «Johan de Vitt» 16800т, длина 17б,35м. Главная энергетическая установка-дизель-электрическая. Скорость полного хода 18 уз. Размеры полетной палубы 58×25м. Корабль вооружен двумя системами самообороны Goal-сеерег, двумя 20-мм автоматами Oerlicon. Имеются системы радиоэлектронного и гидроакустического противодействия. Авиагруппа может включать 1 вертолет ЕН-101, либо 6 вер¬толетов Super Puma, либо 6 вертолетов NH-90. Десантовместимость: батальон морской пехоты (613 чел.), 170 бронетранспортеров, либо 33 основных боевых танка. Комплектация высадочных средскб плашкоутов типа LCVP, либо 4 типа LCUM9, либо 4 типа LCM81.
В экспозиции Северного ПКБ наиболее выделялась модель эсминца проекта 21956, который может иметь на своем борту 130-мм пушку А-192М «Армат», ЗРК «Риф-М» с вертикальными ПУ, ангар на два вертолета, два ЗРАК «Каштан», мощное гидроакустическое и радиоэлектронное вооружение. Бюро так же показала модель сторожевого корабля проекта 22500 с вертолетом, 100-мм пушкой А-190 и ЗРАК «Каштан», модели проектов ПС-600, СС-1600 и другие модели и плакаты.
Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский судостроительный завод продемонстрировали модели модернизации малого противолодочного корабля проекта 1124М, которые настолько не обычно выглядят, что трудно в них признать первоначальный образ. В это использование технологии «Стелс», новое радиоэлектронное вооружение, установка 100-мм пушки А-190 и размещение площадки для вертолета. Зеленодольское ПКБ так же представило модель фрегата проекта 11661 «Гепард» для Вьетнама с ЗРК «Пальма» (разработчик КБ «Точмаш»), вертолетом, РК «Уран», новыми РЛС и др.
В экспозиции других ПКБ новых образцов военно-морской техники не прослеживалось.

На 19-м полигоне МО РФ «Ржевка» для официальных иностранных делегаций и представителей СМИ были успешно продемонстрированы в действии морские артиллерийские стрелковые системы.

4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2009 (ФОТОРЕПОРТАЖ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2009 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
СТАТЬЯ ПО МВМС-2009 В NTW
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ». МВМС-2009. ФОТОРЕПОРТАЖ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОМПЛЕКС МТК-201М НА МВМС-2009
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОРСКИЕ И ВОЕННО-МОРСКИЕ ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ФОРУМЫ
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ