ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ ПАЛУБНОГО ВАРИАНТА ИНДИЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ TEJAS С АВИАНОСЦА VIKRAMADITYA

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ ПАЛУБНОГО ВАРИАНТА ИНДИЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ TEJAS С АВИАНОСЦА VIKRAMADITYA

14.01.2020

11 января 2020 года второй прототип палубного варианта Naval Tejas (N-LCA) индийского национального легкого истребителя Tejas (самолет NP2, военный номер KH3002) осуществил первую посадку на полетную палубу авианосца Vikramaditya ВМС Индии (переоборудованный бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков») в Аравийском море. На следующий день 12 января тот же самолет совершил первый взлет с трамплина авианосца Vikramaditya. В обеих случаях самолет пилотировал коммодор Джайдип Маолонкар, возглавляющий программу летных испытаний Naval Tejas. Данные полеты стали первыми в десятидневной программе первых корабельных испытаний Naval Tejas.

Напомним, что в 2016 году по результатам первых летных испытаний двух построенных прототипов Naval Tejas (N-LCA) руководство ВМС Индии приняло решение отказаться от дальнейшего развития этой программы, сочтя данный самолет несоответствующим требованиям индийского флота и непригодным для полетов с индийских авианосцев с трамплинным стартом. Главной причиной этого был назван «чрезмерный вес» Naval Tejas и недостаточная тяговооруженность, в результате чего истребитель не может взлетать с полным запасом топлива и боевой нагрузкой с трамплина авианосца. Решение закрыть программу Naval Tejas и отказаться от закупки серийных палубных истребителей этого типа было утверждено тогдашним министром обороны Индии Манохаром Паррикаром на встрече с командованием ВМС Индии и руководством индийской государственной оборонной исследовательской организацией DRDO в октябре 2016 года.

оминально руководство ВМС Индии выразило поддержку предлагаемому DRDO и индийским агенством Aeronautical Development Agency (ADA) улучшенному варианту Naval LCA Mk 2 с более мощным двигателем General Electric F414 , однако явно испытывало скепсис по этому поводу и не проявляло особой настойчивости по поводу Mk 2, взамен начав тендер на закупку 57 палубных истребителей за рубежом. Более того, в дальнейшем ВМС Индии заявили о жестком требовании двухдвигательности для любого перспективного палубного истребителя.

Испытательные полеты обеих прототипов Naval Tejas (NР1 и NP2) были окончательно приостановлены в мае 2017 года, тогда же, как сообщалось, индийский флот полностью приостановил финансирование программы. Однако в марте 2018 года новая министр обороны Индии Нирмала Ситхамаран, активно ратовавшая за лозунг «Make in India», объявила о решении правительства активизировать программу доводки и производства истребителей Tejas в целом, включая создание его улучшенных версий Mk 1A и Mk 2 для ВВС страны, а также возобновить программу создания палубного варианта Naval Tejas, причем фактически это было сделано вопреки мнению ВМС Индии.

В связи с этим в июле 2018 года в Бангалоре были вновь начаты летные испытания второго летного прототипа Naval Tejas (NP2), причем самолет теперь был оснащен гаком для отработки посадки на аэрофинишер. Затем 2 августа 2018 года были начаты испытания NP2 на аэрофинишере наземного учебно-испытательного комплекса палубной авиации Shore-Based Test Facility (SBTF) на базе авиации ВМС Индии Ганза в Гоа (аналога функционирующего в Саках в Крыму известного советского комплекса НИТКА), построенного при российском содействии по контракту с АО «Рособоронэкспорт» 2009 года. Все авиатехническое оборудование комплекса SBTF поставлено российской стороной, включая два комплекта аэрофинишеров «Светлана-2″ производства АО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург). В сентябре-октябре 2019 года на комплексе SBTF был проведен полноценный цикл испытаний по посадке и трамплинному взлету обеих изготовленных прототипов NP1 и NP2, в том числе и ночью – 19 cентября первую посадку с зацеплением на аэрофинишер совершил прототип NP1, а 29 сентября прототип NP2 cовершил первые два трмплинных взлета с последующей посадкой на аэрофинишер. Это позволило теперь приступить к полноценным корабельным испытаниям самолета.

Общие же перспективы Naval Tejas, несмотря на активное ведение его испытаний, остаются совершенно неопределенными, хотя, видимо, министерство обороны Индии при участии DRDO и ADA будут и дальше пропихивать этот самолет флоту. Разработка палубной версии Tеjas велась ADA, DRDO и индийским государственным авиастроительным объединением Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в интересах ВМС Индии с 2003 года. К настоящему времени построено только два прототипа Naval Tejas из шести заказанных ВМС Индии в 2009 году – двухместный самолет NP1 (военный номер KH-T3001, совершил первый полет 27 апреля 2012 года) и одноместный NP2 (KH3002, первый полет 7 февраля 2015 года), оба они соответствуют модификации Tejas Mk 1 и оснащены двигателем General Electric F404-GE-IN20. В стадии достройки на HAL уже длительное время находится также двухместный прототип NP5, однако будет ли он достроен – неизвестно, как неопределенны и планы постройки еще трех прототипов Mk 1 – с NP6 по NP8. Еще два одноместных прототипа NP3 и NP4 должны были строиться в модификации Mk 2.

Стремясь удовлетворить требования ВМС Индии, в 2019 году DRDO и ADA предложили проект радикально переработанного варианта Naval Tejas Mk 2 в теперь двухдвигательной конфигурации (два двигателя General Electric F414), лапидарно обозначенной Twin Engine Deck Based Fighter (TEDBF). При условии санкционирования проекта и его финансирования первый полет прототипа TEDBF обещается в 2026 году, при этом разработку самолета предполагается вести параллельно с программой ВМС Индии по закупке 57 иностранных палубных истребителей. Перспективы TEDBF пока что неопределенны.
https://bmpd.livejournal.com

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ LCA TEJAS (ИНДИЯ)

Комментарии запрещены.