ФУНДАМЕНТ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВА НАДЁЖЕН

ФУНДАМЕНТ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВА НАДЁЖЕН

28.12.2019

В ОСНОВЕ ОБОРОННОЙ МОЩИ ОТЕЧЕСТВА – ПРОЧНЫЙ СПЛАВ БОЕВОГО МАСТЕРСТВА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ И САМООТВЕРЖЕННОГО ТРУДА КОНСТРУКТОРОВ, ИНЖЕНЕРОВ И РАБОЧИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Обладание современными эффективными средствами вооружения и постоянная готовность к их применению – надёжное слагаемое поддержания баланса сил на международной арене, важный фактор защиты национальных интересов и обеспечения безопасности государства.
Об особенностях военно-технической политики, результатах совершенствования отечественной системы вооружения в уходящем году рассказывает заместитель министра обороны Российской Федерации Алексей КРИВОРУЧКО.
– Алексей Юрьевич, пора подвести предварительные итоги выполнения государственного оборонного заказа 2019 года. Какие позиции потребовали со стороны предприятий ОПК и Минобороны наибольших усилий?
– Сегодня Вооружённые Силы – эффективный инструмент в системе обеспечения военной безопасности страны. Достигнутая боевая мощь видов и родов войск обеспечивает решение всех поставленных перед армией и флотом задач. Вместе с тем военно-политическая обстановка в мире в целом остаётся напряжённой. В этих условиях наряду с обеспечением стратегического сдерживания Вооружённые Силы должны быть готовы к быстрому и эффективному реагированию на все имеющиеся и прогнозируемые военные угрозы. Для этого армия и флот оснащаются современными и перспективными образцами вооружений, военной и специальной техники.
Основным инструментом в решении этой задачи является государственный оборонный заказ. Выделенный в 2019 году объём средств на реализацию ГОЗ, а это свыше 1,5 триллиона рублей, обеспечил дальнейшее плановое развитие системы вооружения Вооружённых Сил. Чтобы обеспечить установленные темпы оснащения войск и сил современными видами вооружения и техники, более 68 процентов этих средств было направлено на серийные комплектные закупки высокотехнологичных образцов. Это потребовало сосредоточения усилий и принятия определённых дополнительных мер по линии Минобороны России, ведомств промышленного блока, а также интегрированных структур и организаций ОПК. В целом это позволило повысить эффективность выполнения важнейшей государственной задачи – ГОЗ-2019. В результате на конец текущего года мы ожидаем выполнения заданий ГОЗ по поставкам новых вооружений, военной и специальной техники на уровне 99,3 процента. Если сравнивать с прошлыми годами, то в текущем в результате слаженной работы Минобороны и предприятий промышленности по этому показателю мы добились устойчивой тенденции в пределах 98–99 процентов. (Справочно: 2016 – 99 процентов; 2017 – 99,09 процента; 2018 – 97,93 процента; 2019 – 98,9% процента соответственно).
В войска поставлено более 3 тысяч единиц новых основных современных образцов вооружения и военной техники, определяющих боевую мощь видов и родов войск. В их числе более 100 единиц авиационной техники, порядка 200 единиц бронетанкового вооружения и техники, более 120 радиолокационных станций, свыше 200 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, более 30 зенитных ракетных систем и комплексов, 50 беспилотных летательных аппаратов, 11 кораблей и судов различного назначения. Ещё 2 корабля – тральщик «Владимир Емельянов» и МРК «Ингушетия» – флот получит до конца года.
По ремонту и модернизации ВВСТ задания ГОЗ-2019 в целом выполнены на 98,9 процента, что существенно выше прошлого года (88,6 процента). Практически все контракты на закупки ВВСТ, определяющих перспективный облик систем вооружения видов и родов войск, были заключены своевременно. Напомню, что сумма заключенных контрактов в рамках Форума «Армия-2019» по сравнению с предыдущими мероприятиями впервые превысила 1 триллион рублей. В целом это хороший результат, который позволил довести уровень оснащения частей Вооружённых Сил современными и перспективными образцами ВВСТ до 68,2 процента.
Наибольших усилий как со стороны организаций ОПК, так и со стороны Минобороны потребовали задания по поставкам и ремонту кораблей и судов, самолётов и ракетно-артиллерийского вооружения. С учётом итогов выполнения практически все организации ОПК справились со взятыми контрактными обязательствами по своевременному исполнению заданий ГОЗ-2019. Говоря о размещении государственного оборонного заказа, нельзя обойти вниманием тему государственных закупок в Министерстве обороны Российской Федерации. Мы смогли создать уникальную контрактную систему, в рамках которой высокопрофессиональные специалисты задействованы на каждом этапе осуществления государственных закупок, начиная с планирования, формирования требований к закупаемым товарам, работам, услугам, ценообразования и заканчивая заключением и исполнением государственных контрактов.
Конкурентные закупки по государственному оборонному заказу – это отдельная тема, которая сегодня характеризуется, с одной стороны, необходимостью строгого соблюдения мер, направленных на защиту информации о российских производителях, с другой – поддержанием курса на развитие конкуренции и привлечение к закупкам большего количества квалифицированных участников, способных обеспечить качественное выполнение заданий государственного оборонного заказа. Все конкурентные закупки Министерства обороны в связи с санкциями в отношении российских предприятий осуществляются в закрытом формате, на специализированной электронной площадке. При этом уровень конкуренции по таким закупкам не снижается.
Хочу обратить внимание на то, что мы сейчас действуем в условиях установленного Правительством Российской Федерации запрета на допуск иностранной продукции при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства. То есть конкурентные закупки Минобороны России обеспечивают решение задач импортозамещения и поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В целях повышения эффективности закупок для нужд обороны и безопасности Минобороны принимает активное участие в работе по совершенствованию законодательства, в частности по вопросам трансформации действующих запретов на допуск и ограничений допуска иностранных товаров на участие в закупках. Кроме того, по нашей инициативе в 2019 году дважды вносились изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…», направленные на ограничение доступа к закупкам вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа недобросовестных поставщиков. Так, к участникам закупок по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники предъявляются дополнительные требования об отсутствии судимости, а также о наличии опыта поставки товаров, соответствующих предмету закупки, за последние три года.
И в завершение не могу не отметить проводимую нами работу по повышению компетенции предприятий ОПК – потенциальных поставщиков в сфере государственного оборонного заказа, что позволяет нам увеличить количество своевременно заключённых контрактов и положительно отражается на качестве реализации заданий государственного оборонного заказа.
В 2020 году будет продолжена работа по совершенствованию механизмов и правоприменительной практики при реализации запретов на поставки товаров иностранного производства, работ и услуг, оказываемых иностранными лицами. Основной задачей в заданном контексте будет сохранение конкуренции в условиях наращивания санкционного давления.
– Приоритетным направлением развития Вооружённых Сил РФ является модернизация Стратегических ядерных сил. Что сделано в этой области в минувшем году и какие задачи поставлены на следующий?
– Майскими указами Президента Российской Федерации в качестве одной из задач предусмотрено приоритетное развитие сил ядерного сдерживания. Этот вопрос всегда находится на особом контроле у руководства страны и Минобороны. Поэтому наша важнейшая задача – развитие и поддержание структуры и состава СЯС. Для её решения выделяются необходимые финансовые ресурсы. В период с 2011 по 2019 год проводилось перевооружение группировки РВСН с ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь» на современные подвижные грунтовые ракетные комплексы стратегического назначения «Ярс». По итогам выполнения госзаказа в 2019 году в РВСН завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижные ракетные комплексы «Ярс». Поставлено оборудование для двух пусковых установок стационарного базирования для продолжения перевооружения Козельского соединения РВСН на ракетный комплекс данного типа. Развёрнуты работы по серийному изготовлению перспективного ракетного комплекса «Авангард» и перевооружению на него Домбаровского соединения РВСН.
В следующем году мы планируем заключить очередной трёхлетний контракт на изготовление подвижных комплексов «Ярс» для перевооружения ещё трёх ракетных полков, а также на изготовление подвижного комплекса командных ракет «Сирена-М» с их поставкой в период до 2025 года. Реализация этих мероприятий позволит уже в текущем году достичь 76-процентной оснащённости частей РВСН современными образцами вооружений, а к 2022 году повысить этот уровень до 92 процентов. Вместе с тем в 2020 году планируется завершить основной объём наземной экспериментальной отработки и приступить к лётным испытаниям ракетного комплекса «Сармат».
По итогам выполнения госзаказа в 2019 году в РВСН завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижные ракетные комплексы «Ярс»
– Каковы актуальные задачи и перспективы гособоронзаказа для ВКС России? Как проходят испытания истребителя 5-го поколения с двигателем второго этапа? Как продвигаются работы по ПАК ДА и по ударному БПЛА?
– Актуальной задачей по развитию ВВСТ Воздушно-космических сил является завершение переоснащения группировок оперативно-тактической и армейской авиации на новые многофункциональные самолёты Су-35С, Су-30СМ, Су-34 и вертолёты Ка-52, Ми-28Н, Ми-8МТВ-5-1, Ми-8АМТШ, в том числе адаптированные для применения в Арктике.
Значимым событием для нас станет начало серийной поставки в войска самолётов Су-57. Верховный Главнокомандующий в мае этого года принял решение на закупку трёх полков самолётов Су-57, и, напомню, мы заключили государственный контракт на поставку 74 таких самолётов.
Отмечу, что Су-57 будет поступать в войска в два этапа. Первые самолёты будут закуплены с двигателями 4-го поколения, поставки которых спланированы до середины 2020 годов. А по завершении мероприятий по его испытанию с двигателем на втором этапе уже начнутся поставки с силовыми установками 5-го поколения, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла.
Для военно-транспортной авиации планируются закупки самолётов Ил-76МД-90А и Бе-200. По вопросу создания среднего военно-транспортного самолёта (СВТС) в конце ноября проведено заседание межведомственной комиссии по рассмотрению эскизного проекта. Сейчас нам предъявлены два варианта создания СВТС на базе самолёта Ил-276 разработки ПАО «Ил» и на базе самолёта Ту-330 разработки ПАО «Туполев». По результатам работы комиссии будет определен тип СВТС, плановый срок создания которого – 2029 год.
Что касается темы лёгкого военно-транспортного самолёта, то изготовлено два опытных образца Ил-112В. Напомню, что первый полёт опытного Ил-112В состоялся 30 марта этого года. Второй опытный образец передан во ФГУП «ЦАГИ» для стендовых испытаний.
Теперь о ПАК ДА. Все работы укладываются в заданные сроки. На сегодняшний день утверждён эскизный проект будущего самолёта. Сейчас в ПАО «Туполев» ведётся разработка рабочей конструкторской документации, а также начато создание деталей и составных частей для опытных образцов самолёта. В рамках действующего контракта продолжается изготовление самолётов Ту-160М, с нарастающими поставками начиная с 2021 года.
В текущем году состоялись премьеры и в сфере армейской авиации. Так, мы получили первый вертолёт Ми-38Т, а до конца года в ВКС будет поставлен второй Ми-38Т, который будет подключён к совместным специальным лётным испытаниям. Заключён длительный контракт на поставку 98 вертолётов Ми-28НМ до 2027 года. Начались государственные стендовые испытания авиационного двигателя ВК-2500П, обладающего улучшенными характеристиками по сравнению с аналогом ТВ3-117. Организована работа по принятию на вооружение (снабжение) вертолётов Ми-28УБ, Ми-35М, Ми-8АМТШ-В. Продолжаются работы по модернизации вертолёта Ка-52 со сроком завершения в 2022 году. В следующем году планируется заключение государственного контракта на поставку более 100 вертолётов типа Ка-52 до 2027 года.
Что касается систем ПВО, то в июле уходящего года в полном объёме и с положительными результатами завершены государственные испытания зенитной ракетной системы С-350 («Витязь-ПВО») с присвоением литеры «O1», а в настоящий момент первый серийный образец ЗРС С-350 передается в войска. Государственной программой вооружения предусмотрена поставка систем «Витязь-ПВО» до 2027 года. В следующем году планируется начало предварительных испытаний зенитной ракетной системы С-500, первый серийный образец которой запланирован к поставке в 2025 году.
Отдельно хочу поблагодарить производителей отечественных беспилотных летательных аппаратов. Несомненно, 2019 год стал знаковым для этой сферы. Впервые поднялся в небо и уже совершил цикл полётов тяжёлый беспилотный аппарат «Охотник», также совершил первый полёт средний беспилотный аппарат большой продолжительности полёта «Альтиус» и полностью импортозамещённый «Форпост-Р». Активно ведутся работы по испытаниям БПЛА «Иноходец». Могу с уверенностью заявить, что в ближайшие годы мы качественно нарастим группировку БПЛА с функциями разведки, наведения и возможностями применения высокоточных средств поражения.
– Каковы ближайшие и перспективные задачи кораблестроительной программы для ВМФ России?
– Одной из важнейших задач, поставленных Верховным Главнокомандующим в рамках реализации Государственной программы вооружения, является строительство современных и перспективных кораблей, обновление корабельного состава ВМФ. Сегодня можно констатировать, что Военно-морской флот возрождается и уверенно присутствует в Мировом океане. Сирийская операция наглядно показала, что постоянное присутствие российской военно-морской группировки в Средиземном море стало существенным сдерживающим фактором от необдуманных поступков морских сил и средств западных стран. Эффективность кораблей дальней и океанской зон, подводных лодок с высокоточным вооружением значительно возросла и достаточно высока.
Текущей ГПВ предусмотрено существенное обновление ВМФ кораблями дальней морской зоны и новыми дизель-электрическими подводными лодками. Это прежде всего 12 боевых кораблей и 9 подводных лодок, уже строящихся в рамках заключённых контрактов. Здесь стоит отметить, что речь идёт о современных фрегатах 22350, корветах серии 20380, дизель-электрических подводных лодках проектов 636.3 «Варшавянка» и 677 «Лада», модернизации многоцелевых лодок проекта 971 «Щука-Б», а также о тяжёлом атомном ракетном крейсере 11442 «Адмирал Нахимов», проходящем глубокую модернизацию. Вместе с тем по поручению министра обороны мы провели большую и кропотливую работу по оптимизации и ускорению развития корабельного состава ВМФ, главным итогом которой является то, что большинство заложенных кораблей будет сдано на год-два раньше сроков, предусмотренных госконтрактами, а серия из шести подводных лодок 636.3 – на 3 года.
Для решения задач в дальней морской зоне основу кораблей ВМФ составят фрегаты. Их возможности позволят решать широкий круг задач и усилить часть флота, которая будет выполнять задачи в океанской и дальней морской зоне. В целях соблюдения технологического графика строительства кораблей и обеспечения безусловной и своевременной сдачи проработана возможность опережающего авансирования государственных контрактов на строительство кораблей дальней морской зоны.
Завершены испытания комплекса ракетного вооружения «Оникс», идущего на смену противокорабельным ракетным комплексам предыдущего поколения. Ведётся плановая работа по оснащению данным комплексом строящихся и модернизируемых кораблей и подводных лодок, что позволит им решать задачи борьбы с корабельными группировками вероятного противника в ближней и дальней морской зонах на уровне современных требований, предъявляемых к средствам вооружённой борьбы на море.
Качественно новый уровень решения задач по поражению авианосных и десантных соединений вероятного противника будет обеспечен путём создания комплекса ракетного вооружения с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон». Заданные при проектировании комплекса тактико-технические характеристики позволяют надводным кораблям и подводным лодкам выполнять поставленные задачи практически в любой оперативной обстановке, сводя на нет возможности зенитных средств по отражению ракетной атаки. Все новые корабли в полном объёме комплектуются новыми комплексами вооружения.
В 2020 году в целях расширения океанской зоны в рамках заданий государственного оборонного заказа спланированы к заключению государственные контракты на строительство двух заказов проекта «Борей-А», двух заказов проекта «Ясень-М», двух фрегатов проекта 22350, двух универсальных десантных кораблей.
Отмечу, что запланированный комплекс мероприятий положительно скажется и на развитии производственной составляющей. Корабелы продолжат наращивать свои компетенции в производстве сложной, высокотехнологичной техники, создавать новые рабочие места, а это прежде всего стабильность и благосостояние рабочих и сотрудников судостроительных предприятий, а также устойчивое и регулярное налогоотчисление в региональные бюджеты.
Все эти мероприятия обеспечат выполнение задач, стоящих перед корабельным составом дальней морской зоны, оснащённым современным высокоточным оружием, на уровне, достаточном для их выполнения в любой точке Мирового океана, в том числе в сложных климатических условиях Арктики.
Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда»

ФУНДАМЕНТ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВА НАДЁЖЕН (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Комментарии запрещены.