В МОСКВЕ ПРОШЛО УСТАНОВОЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО ШТАБА МИНОБОРОНЫ И МИДА РОССИИ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ БЕЖЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИЮ СИРИИ

В МОСКВЕ ПРОШЛО УСТАНОВОЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО ШТАБА МИНОБОРОНЫ И МИДА РОССИИ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ БЕЖЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИЮ СИРИИ

20.07.2018

Выступление генерал-полковника Михаила Мизинцева:
Сегодня мы проводим открытое, с привлечением средств массовой информации, установочное заседание Межведомственного координационного штаба Минобороны и МИДа России по возвращению беженцев на территорию Сирии. Коротко рассмотрим основные задачи, стоящие перед нами, и определим порядок дальнейшей работы.
В настоящее время сирийскими правительственными войсками при поддержке Воздушно-космических сил России осуществляется освобождение территории страны от остатков террористических группировок.
Усилиями властей Сирии при поддержке Российской Федерации в освобожденные районы возвращается мирная жизнь, восстанавливается инфраструктура.
Подразделения российской военной полиции оказывают содействие местным органам власти в обеспечении безопасности и правопорядка.
В районах, ранее контролируемых бандформированиями, на порядок снизились цены на продукты питания и медикаменты, люди получили доступ к медицинскому обслуживанию.
В этих условиях, возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц к местам проживания и временного размещения становится первоочередной задачей на пути налаживания мирной жизни и скорейшего восстановления страны в целом.
Активному продвижению в этом направлении способствуют договоренности, достигнутые Президентами России и Соединенных Штатов Америки в ходе встречи в Хельсинки, с учетом которых американской стороне направлены конкретные предложения для организации работы по возвращению беженцев к местам постоянного проживания.
Пакет предложений предусматривает разработку совместного плана по возвращению беженцев к местам доконфликтного проживания, первоочередное возвращение сирийских граждан из Ливана и Иордании, создание на базе Амманского мониторингового центра совместной российско-американско-иорданской группы, а также формирование аналогичной группы на территории Ливана.
Кроме того, нами предложено создать совместную группу по финансированию восстановления инфраструктуры Сирии.
Представленные Россией предложения в настоящее время прорабатываются американской стороной.
Для оказания помощи властям Сирии в организации возвращения беженцев в места довоенного проживания и восстановлении инфраструктуры страны, привлечения к данной работе заинтересованных государств и международных организаций решением Министра обороны Российской Федерации генерала армии Шойгу Сергея Кужугетовича создан Межведомственный координационный штаб по возвращению беженцев на территорию Сирийской Арабской Республики. В его состав вошли представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел Российской Федерации, а в перспективе состав штаба будет расширен за счет как российских министерств, ведомств и организаций, так, как мы не исключаем, и зарубежных представителей.
Руководство Межведомственным координационным штабом возложено на Национальный центр управления обороной Российской Федерации. Непосредственную организацию этой работы на территории Сирии обеспечивает развернутый в Дамаске Центр приема, распределения и размещения беженцев, имеющий в настоящее время свои филиалы на пунктах пропуска беженцев на границе с Ливаном и Иорданией, а в ближайшей перспективе их число будет увеличено кратно, исходя из объема стоящих задач.
На Межведомственный координационный штаб возложены следующие основные задачи:
во-первых – это организация межведомственного, а по отдельным мероприятиям, и межгосударственного взаимодействия по вопросам перемещения беженцев как из других стран, так и внутри Сирии;
во-вторых – обеспечение функционирования пунктов пропуска на территорию Сирийской Арабской Республики из сопредельных государств;
в-третьих – контроль обустройства мест размещения беженцев и внутренне перемещенных лиц на территории Сирии;
в-четвертых – это обеспечение беженцев и внутренне перемещенных лиц гуманитарной и медицинской помощью;
и, наконец, в-пятых – организация взаимодействия с сирийскими органами власти по вопросам восстановления социально значимых объектов. В первую очередь речь идет о школах, больницах, хлебопекарнях, объектах электро- и водоснабжения.
А также ряд других задач, выполнение которых позволит создать условия для массового и организованного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц в места их постоянного проживания.
Необходимо отметить, что в период с 2011 года, т.е. с начала военных действий, Сирию покинули более шести миллионов девятисот тысяч человек.
В настоящее время большинство сирийских беженцев проживают в 45 странах мира. Самое большое количество из них находится в приграничных странах – это Турция, Ливан, Иордания и Ирак. Из европейских государств наибольшее количество сирийцев приняли Германия, Великобритания и Швеция.
Сирийское руководство совместно с российским Центром по примирению враждующих сторон практически завершили работу по определению возможности размещения беженцев на территории Сирийской Арабской Республики.
По предварительной оценке в места постоянного проживания в ближайшей перспективе могут вернуться более одного миллиона семисот тысяч сирийских граждан, в том числе:
из Ливана – до 890 тысяч;
из Турции – до 300 тысяч;
из Иордании – порядка 150 тысяч;
из Ирака и Египта – до 100 тысяч из каждой страны.
Кроме того, из европейских государств, в первую очередь стран Евросоюза, ожидается до 200 тысяч беженцев.
На сегодняшний день в 76 населенных пунктах страны, наименее пострадавших от военных действий, уже может быть размещено 336,5 тыс. человек.
В первую очередь в них предусмотрено возвращение беженцев с территорий Ливана и Иордании.
По мере восстановления инфраструктуры в провинциях Дамаск, Риф Дамаск, Восточная Гута , а также крупных городов Хама, Хомс и Алеппо возможно в течение от 3 до 6 месяцев разместить еще до пятисот пятидесяти – шестисот тысяч беженцев.
Вместе с тем, как мы все понимаем, правительство Сирийской Арабской Республики, самостоятельно, без помощи других стран и международных организаций, практически не сможет создать необходимые условия для массового возвращения беженцев, так как экономический сектор страны истощен многолетним военным конфликтом. Инфраструктура крупных городов и населенных пунктов разрушена от 40% до 70%.
Значительный урон нанесен социальной сфере и здравоохранению, а также практически всем отраслям промышленности и сельского хозяйства.
Страна испытывает острую нехватку, в первую очередь, в тяжелой технике (речь идет о бульдозерах, погрузчиках для разбора завалов, самосвалах для вывоза мусора) и топлива к ней.
Сохраняется потребность в больших объемах строительных материалов и материальных средств для восстановления первоочередных объектов социальной инфраструктуры и жилого фонда.
Сирийское государство, как никогда, нуждается в медицинских специалистах, оборудовании, медикаментах, а также основных продуктах питания и питьевой воде при крайне неблагоприятной санитарной обстановке в связи с разрушением объектов канализации и очистных сооружений.
Российской Федерацией спланирован и уже длительное время проводится большой комплекс мероприятий по всем перечисленным проблемным направлениям деятельности. Но для скорейшего и полного восстановления районов, пострадавших в ходе боевых действий против террористических группировок в Сирии, и экономики страны в целом, требуется участие всего международного сообщества.
Такой положительный опыт у нас уже есть. Так, российским Центром по примирению враждующих сторон второй год подряд проводится работа с гуманитарными организациями ООН, Международным Комитетом Красного Креста и Сирийского Арабского Красного Полумесяца, в т.ч. и с представителями, действующими на территории самой Сирии. Результатом такой работы стало обеспечение проводки около 300 (трехсот) гуманитарных конвоев в пострадавшие от войны районы.
Вчера, очередной такой конвой доставил 120 тонн продовольствия и предметов первой необходимости в населенный пункт БАЙТ-ДЖИНН провинции Дамаск.
Хочу отметить, что ряд государств в инициативном порядке уже вносят свой вклад в постконфликтное урегулирование.
Так, в начале июля 94 тонны гуманитарной помощи для жителей провинции Алеппо предоставила Армения, часть этой помощи передана Сирийскому Арабскому Красному Полумесяцу. Помощь Сирии также уже оказали Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Китай и Сербия. В настоящее время активно ведется работа по привлечению к оказанию помощи Сирии и ряда других государств.
Минобороны России

ВОЙНА В СИРИИ

Комментарии запрещены.