10-Й ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФОРУМ: ИТОГИ

10-Й ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФОРУМ: ИТОГИ
29.11.2017

4 ноября в Москве состоялся юбилейный 10-й Вертолетный форум – ежегодное событие, имеющее большую важность для вертолетного сообщества. Форум является уникальной площадкой, которая позволяет обсуждать и решать насущные вопросы всей индустрии. В этом году Вертолетный форум был посвящен теме «Авиаработы – основа экономики вертолетной отрасли». В программу форума вошло пленарное заседание и три круглых стола.

Пленарное заседание юбилейного форума

Приветствие участникам и организаторам юбилейного 10-го Вертолетного форума от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодецзачитала директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева. В приветствии Ольга Голодец обратила внимание на важнейшую роль, которую вертолеты играют в проекте развития санитарной авиации в стране.

Выступая на пленарном заседании, Оксана Гусева рассказала о практике применении вертолетов глазами медицинских работников, которые считают эту работу не в летных часах, а в спасенных жизнях. По ее словам, на момент проведения форума, в этом году с помощью вертолетов был эвакуирован 6881 человек, 1380 из которых – дети. В условиях, когда от работы медицинского вертолета зависят жизни и здоровье людей никакие задержки недопустимы, а поломка техники – самая настоящая катастрофа.

Оксана Гусева обратилась к вертолетному сообществу с просьбой особенно внимательно отнестись к вопросам обеспечения высокой летной годности медицинских вертолетов. Она рассказала, что в этом году для нужд санитарной авиации было поставлено 10 вертолетов – 4 «Ансата» и 6 машин типа Ми-8/17.

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров поприветствовал участников форума от лица Минпромторга России. Он особенно подчеркнул то внимание, которое Министерство уделяет вертолетной индустрии. По словам Олега Бочарова, на мировом рынке российское вертолетостроение занимает долю в 13,2%, но через 10 лет эту цифру ожидается увеличить до 15%. Безусловно, эта работа не может делаться производителями вертолетов единолично и требует максимальной координации усилий всех вовлеченных в процесс участников и государственной поддержки.

По словам Олега Бочарова, для успешного развития вертолетной индустрии требуется установить единые правила и простые алгоритмы функционирования. Производителям вертолетов требуется перейти на новую оценочную систему – считать поставки не в вертолетах, а в летных часах. Заместитель Министра отметил высокую значимость Вертолетного форума как деловой площадки и пожелал участникам форума активнее работать с государственными органами, которые открыты для сотрудничества и плодотворного взаимодействия.

Советник президента ОАК по науке и технологиям, заместитель Председателя «СоюзМаш России» и член Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Борис Алёшин, выступая на форуме, затронул тему будущего развития вертолетной индустрии. По его словам, чтобы Россия могла оставить за собой лидирующие позиции в области вертолетной индустрии, требуется делать основную ставку на интеллектуальные решения, поиск новых сфер деятельности, в которых выгодно применять вертолеты.

Борис Алёшин отметил прогресс в отраслевом взаимодействии, примером чего стало взаимодействие между Минпромторгом и Минтрансом по докапитализации ГТЛК. Подобный системный и структурированный подход – гарантия позитивного развития вертолетной индустрии, в связи с этим он отметил высокую важность Вертолетного форума.

Начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов зачитал приветствие от руководителя Росавиации Александра Нерадько. Глава Росавиации отметил, что с развитием отечественной вертолетной индустрии, помимо новых возможностей, появляются новые вызовы и проблемы, а формат Вертолетного форума очень важен и продуктивен, так как позволяет выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные коммуникации для их решения.

Большое внимание привлекло выступление на пленарном заседании генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова. Он остановился на ретроспективе применения вертолетной техники в стране. Так, если в конце 1980-х и начале 1990-х годов общий налет на одних только вертолетах типа Ми-8/17 составлял около 400000 часов, то в 2016 году до такого же объема налета отрасль «дотянулась» суммируя налет на всех вертолетах гражданского применения.

По словам Андрея Мартиросова, сокращение показателей применения вертолетов в гражданской отрасли мотивировано экономикой вертолетной отрасли, а вовсе не снижением востребованности применения вертолетов. Он привел в пример существенный рост цен: так, по сравнению с 2012 годом в 2016 году цена на новый вертолет Ми-8АМТ поднялась на 50% (с 300 до 450 млн. руб.), цена ремонта двигателя семейства ТВ3-117 выросла на 100% (с 5 до 10 млн. руб.), стоимость комплекта лопастей несущего винта для Ми-8/17 – на 91% (с 3,2 до 6,1 млн. руб.), а стоимость лопастей рулевого винта – на целых 290% (с 1 до 3,9 млн. руб.).

Сложившееся положение дел привело к росту стоимости летного часа на вертолете типа Ми-8/17 для компании-оператора на 28% (с 135 до 173 млн. руб.). При этом требования рынка диктуют куда менее значительный рост, в связи с чем выгода применения вертолетов снижается. В случае повышения стоимости летного часа заказчики перевозок начинают инвестируют развитие иных видов транспорта через строительство автодорог и аэропортов, способных принимать грузовые самолеты.

По мнению Андрея Мартиросова, один из путей исправления этой ситуации и снижения стоимости применения вертолетной техники состоит в том, что холдингу «Вертолеты России» требуется отказаться от монополии на обслуживание и сопровождение вертолетов, на производство запасных частей и на установку дополнительного оборудования, а следует заняться непосредственно снижением себестоимости продукта – вертолета. Кроме того, со стороны компании «ЮТэйр» было высказано пожелание по созданию «базовой» версии вертолета типа Ми-8/17 с сокращенным комплектом оборудования, экипажем из двух человек и возможностью технического обслуживания «по состоянию».

Заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по маркетингу и развитию бизнеса Александр Щербинин рассказал о проектах холдинга в области гражданских вертолетов. Так, продолжается активная эксплуатация и поставки вертолетов «Ансат» с медицинским модулем по программе развития санитарной авиации, заключены первые контракты на поставку двух новых вертолетов Ми-171А2, эта модель также готовится к производству в конвертируемом варианте. На май следующего года запланирован первый полет нового образца Ка-62, в разработке находится гражданская «арктическая» версия вертолета типа Ми-8/17.

По словам Александра Щербинина, холдинг «Вертолеты России» планирует увеличивать поставки гражданских вертолетов – планомерный рост поставок коммерческих вертолетов отмечается ежегодно. В этом году, в частности, запланирована поставка 29 вертолетов по программе развития санитарной авиации, всего же ежегодно планируется поставлять около 70 гражданских вертолетов. Александр Щербинин отметил важность Вертолетного форума, как деловой площадки для дальнейшего развития вертолетной отрасли.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шнырев выступил с докладом на тему «Государственное регулирование авиационных работ». В своем докладе он рассказал про исторический подход к госрегулированию и разделение ФАП-11 на требования к авиационным работам (ФАП-249) и требования к авиационным воздушным перевозкам ФАП-11 (246).

По словам Андрея Шнырева, главным при регулировании авиационных работ является безопасность выполнения полетов, при этом действия надзорных органов не должны препятствовать развитию отрасли. Для повышения эффективности используется риск-ориентированный подход. В частности, такая система регулирования используется в европейском авиационном праве.

Риск-ориентированный подход является наиболее рациональным методом развития авиационного законодательства. Суть подхода: чем выше риски, создаваемые деятельностью, тем больше к ней требований и контроля. В целом, подобный подход уже внедрен в российскую нормативно-правовую базу, он будет лишь корректироваться в дальнейшем. Возможно, в будущем появятся новые виды авиационных работ – выброска парашютистов и экскурсионные полеты.

Также Андрей Шнырев поддержал тезис Андрея Мартиросова о важности ухода от монополии в послепродажном обслуживании вертолетов российского производства. По его словам, этот обременительный фактор снижает конкурентоспособность отечественных машин; в значительной части эти работы могут выполнять подготовленные сервисные центры самих авиакомпаний. В завершение своего выступления он отметил эффективную работу с АВИ по нормотворчеству и выразил пожелание продолжения этой деятельности.

Директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментовпредставил участникам форума доклад на тему «Правовое регулирование авиационных работ по законодательству России: de lege ferenda». Он остановился на нескольких важных аспектах современного воздушного законодательства, которые в той или иной степени не до конца проработаны.

По словам Олега Аксаментова, термин «коммерческая воздушная перевозка» – изначально чужд отечественному гражданскому законодательству. Понятие же «эксплуатант» не является статичным, и, что эксплуатант АОН, что эксплуатант государственной авиации – в принципе не должны осуществлять предпринимательскую деятельность до регистрации в качестве предпринимателя и соответствия условиям ФАП-249. Только исходя из понимания и анализа проблемных моментов в регулировании авиационных работ, в том числе нестыковок этого регулирования с нормами гражданского законодательства, можно вести дальнейшую работу по совершенствованию воздушного законодательства.

Руководитель Департамента анализа, стратегических сделок и рынков капитала холдинга «Вертолеты России» Рамиль Ахмадеев представил доклад «Экономика авиационных работ – состояние и ключевые проблемы. Потенциал развития и особенности государственной политики», в котором дал глубокий срез уникальной информации по современному состоянию рынка авиаработ.

Так, по состоянию на октябрь 2017 года, в реестре числится 2682 вертолета, из них 1818 российских, 788 иностранных, плюс 76 уникальных вертолетов. В летной годности находится чуть более 1500 вертолетов. Для выполнения авиационных работ используется 1012 вертолетов – 67,5%, а из них доля вертолетов российского производства составляет 82%. Среди российских вертолетов основную часть воздушного парка составляют вертолеты типа Ми-8/17 так называемых «ранних серий» (Ми-8Т, Ми-8П и пр.).

В России зарегистрировано 106 компаний-эксплуатантов с сертификатом для выполнения авиационных работ из них 60 – с сертификатом эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок. Ещё 45 компаний имеют сертификат эксплуатанта АОН. В парке 10 ключевых эксплуатантов используется 51% «летного» парка вертолетов. Отмечается тенденция снижения доли отечественных вертолетов, в том числе за счет «старения» парка и невысокого коэффициента использования (загрузки) существующего парка вертолетов.

Среди негативных характеристик рынка вертолетных работ в России Рамиль Ахмадеев отметил корреляцию между проблемами эксплуатантов и рынком вертолетных работ: основу парка составляют вертолеты Ми-8/17 «ранних серий», то есть старше 25 лет, при этом ряд заказчиков выдвигают требования по использованию вертолетов возрастом менее 25 лет; сложное финансовое положение эксплуатантов и, как следствие, трудности в оформлении кредита и получении лизинга. При этом до последнего времени отсутствовала государственная поддержка эксплуатантов, существуют неоправданно завышенные требования к эксплуатантам по ряду вертолетных работ в нормативной документации, вертолетная инфраструктура развита неравномерно.

По мнению Рамиля Ахмадеева, сегодня существуют серьезные финансовые риски в отрасли. Они обусловлены тем, что себестоимость выполнения работ растет под влиянием целого ряда факторов (возрастающая стоимость владения, ГСМ, ТОиР, аэропортовые расходы), но условия рынка вынуждают авиакомпании снижать стоимость работ ниже себестоимости и те пытаются окупить свои расходы при выполнении нерегулярных авиаработ. Для исправления этой ситуации требуется отдельное и пристальное внимание со стороны государства к причинам сокращения рынка вертолетных работ. Прежде всего, необходимо создать условия для расширения спектра и объема авиационных работ, условия для бизнеса в части применения вертолетов в пассажирских перевозках, в том числе в рамках развития региональных перевозок, в сфере туризма. Необходимо поддерживать развитие программ развития санитарной авиации, применения вертолетов в рамках авиалесохраны, охраны правопорядка и, несомненно – необходимы программы развития вертолетной транспортной составляющей для многих отдаленных регионов страны, в том числе северных и Арктики.

Отмечен положительный опыт реализации в 2017 году программы льготного лизинга вертолетов и приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации». Первые шаги сделанные в рамках сотрудничества Минпромторга России, Минтранса России и Минздрава России стали драйвером развития вертолетного рынка. В дальнейшем, необходимо обеспечить как расширения сроков и масштабов данных программ, так и создать новые условия для функционирования рынка авиационных работ и услуг. Таковыми условиями для российских эксплуатантов могут стать «обнуление» ставки НДС по отдельным типам работ (например, санитарная авиация, туризм в отдельных регионах страны, регулярные пассажирские перевозки по МВЛ), введение льготы по транспортному налогу и налогу на имущество, «обнуление» ставки НДС для производителей вертолетной техники для санитарной авиации. Считается целесообразным введение режима «налоговых каникул» на срок до 5 лет для эксплуатантов.

Согласованные действия вертолетного сообщества и органов власти позволят в скорейшем времени восстановить позиции применения вертолетов в отраслях экономики и обеспечить транспортную безопасность России.

В своем выступлении на пленарном заседании председатель Правления АВИ Михаил Казачков рассказал, что признанный за 10 лет успех Вертолетного форума накладывает большую ответственность, так как поднимает авторитет и уровень мероприятия на более высокий уровень. По словам Михаила Казачкова, это справедливо и для Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia, которая также в этом году отметила свое 10-летие. При этом, несмотря на успех юбилейной выставки, России есть куда стремиться – для сравнения, вертолетное сообщество в США сформировало Совет, впоследствии ставший Международной вертолетной ассоциацией, ещё в 1948 году.

Ассоциация Вертолетной Индустрии ведет продуктивную работу с Минтрансом России по законодательным аспектам функционирования отрасли, активно вовлечена в развитие системы медицинской эвакуации и работу над регламентированием авиаработ. Кроме того, помимо Вертолетного форума и выставки HeliRussia, АВИ вот уже в течение 10 лет проводит такие знаковые отраслевые мероприятия, как «Русский час» и премия «Лучший по профессии», а также выпускает специализированный журнал «Вертолетная индустрия». Эта деятельность направлена на создание максимально комфортной бизнес-среды в отечественной вертолетной индустрии, которая непосредственным образом влияет на экономические показатели отрасли.

Директор программы «Легкий Многоцелевой Вертолет» конструкторского бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» Михаил Иванов провел презентацию проекта VRT-500. В своей презентации он особенно остановился на анализе и прогнозе целевого рынка, рассказал о причинах выбора соосной схемы в новом вертолете, преимуществах проекта перед конкурентами и познакомил участников форума с текущим статусом программы вплоть до 2024 года.

В завершение пленарного заседания юбилейного Вертолетного форума состоялась сессия вопросов к выступающим. Сессия вопросов и ответов отличалась яркой и насыщенной дискуссией и серьезным уровнем вопросов. В частности, среди задававших вопросы выступили: легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза и советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» Гурген Карапетян, председатель Совета директоров «НПК «ПАНХ» Владимир Козловский, заместитель генерального директора «НПК «ПАНХ» по научно-техническому прогрессу Олег Худоленко, генеральный директор «ЧКалАвиа» Александр Чурочкин и другие.

Модератором пленарного заседания выступил руководитель рабочей группы АВИ и директор по развитию компании «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ» Илья Жуков.

В мероприятии приняли участие 344 делегата. Организаторами форума выступили Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) и компания «Русские Выставочные Системы», генеральный спонсор – холдинг «Вертолеты России».
Ассоциация Вертолетной Индустрии

X ВЕРТОЛЕТНЫЙ ФОРУМ – 2017

Комментарии запрещены.