ПРЕДЛОЖЕНИЯ РФ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ СОВЕТСКИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ ПОЛУЧИЛИ ПОДДЕРЖКУ В США

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РФ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ СОВЕТСКИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ ПОЛУЧИЛИ ПОДДЕРЖКУ В США
20.03.2017

Предложения России по увековечению памяти советских военных летчиков, погибших при исполнении служебного долга в годы Второй мировой войны в США – на авиабазе в Элизабет-Сити (штат Северная Каролина), – «с огромным энтузиазмом» восприняты там местными властями.
Представитель Министерства обороны России по военно-мемориальной работе в США Максим Алексеев рассказал об этом корреспонденту ТАСС в воскресенье, 19 марта, после возвращения из поездки в Элизабет-Сити, встреч и переговоров с представителями мэрии города и командования базы Береговой охраны США.

Предложены лучшие места
«Город небольшой, а для базы подготовка летчиков в годы Второй мировой войны в рамках операции «Зебра» – одна из самых ярких страниц истории, – сказал он. – Нам предложили лучшие места: в городе – в самом центре, а на базе – там, где люди любят собираться в свободное время. Если бы памятник у нас уже был, сразу можно было бы и установить».
За этим, впрочем, судя по рассказу Алексеева, дело тоже надолго не станет. «Есть уже утвержденные проекты, в том числе представленный студией Грекова, – сказал собеседник, имея в виду московскую мастерскую военных художников. – Проходит конкурс. Можно считать, что макеты в принципе готовы».
По словам представителя Минобороны, в городе предполагается установить полноразмерный памятник – по всей видимости, с изображением пилотов-союзников, именами погибших и кратким описанием операции «Зебра». На базе, скорее всего, появится памятная плита с изображением памятника, той же эпитафией и текстом.
Для презентации макетов в виде трехмерных моделей в Элизабет-Сити уже в конце марта прибудет российская делегация во главе с начальником управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Владимиром Поповым. Тогда же, по словам Алексеева, будут обговариваться технические вопросы, связанные с предстоящими работами. К какому сроку они могут быть окончены, собеседник предполагать не стал, предложив дождаться итогов визита делегации.

Операция «Зебра»
Памятники, как ранее пояснял Алексеев, должны быть установлены в честь советских летчиков, которые погибли, перегоняя из США за океан «летающие лодки» – «Каталины» – в 1944-1945 гг. «Тогда мы потеряли два экипажа, в общей сложности 11 человек, – уточнил специалист. – Один самолет разбился в Норвежском море, другой – на взлете в Элизабет-Сити».
«Каталинами» назывались американские самолеты-амфибии морской патрульно-бомбардировочной авиации. Строились они в предвоенный и военный период в США и Канаде. Небольшая партия машин была собрана и в СССР. Но в Советский Союз их в основном перегоняли на основании советско-американского соглашения по ленд-лизу.
Именно для этого в Элизабет-Сити и проходили подготовку около 150 советских летчиков. Они, кстати, учились тогда не только пилотировать американские самолеты, но и пользоваться установленными на тех радиолокаторами и прицелами для бомбометания. Операция под кодовым наименованием «Зебра» была совершенно секретной, и лишь спустя полвека после войны о ней рассказал американский историк Роберт Бургенер.
С его слов известно, в частности, при каких обстоятельствах в январе 1945 года погиб один из советских экипажей. Причиной была ошибка пилота-британца. Оказывается, экипажи были смешанными и на разных участках маршрутов их попеременно вели летчики советских и британских ВВС.

Гибель первой «Каталины»
Теперь, по словам Алексеева, в целом прояснилась и картина гибели еще одного экипажа – в 1944 году в Норвегии. Как рассказал представитель ведомства, в феврале нынешнего года на заседании российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести российская сторона получила от американских коллег пакет документов по итогам эксгумации останков погибших летчиков.
«Изначально предполагалось, что это американцы, – пояснил собеседник. – Они были перезахоронены в Арденнах, на сборном американском кладбище. Но сейчас очевидно, что это останки именно первого экипажа «Каталины», который погиб в 1944 году» .
Выяснилось это, как рассказал Алексеев, «из сопоставления фактов». Тех известно достаточно много, потому что «аварию наблюдал рыбак, а потом немцы собрали останки, вещи и подробно описали происшествие как таковое», – пояснил он. В итоге, по его словам, специалисты пришли к выводу, что «этого числа в этом месте находилась единственная «Каталина», которая могла быть только советской».
«Более того, сейчас ищем родственников, и если получится, попробуем провести ДНК-экспертизу, чтобы определить с большой долей вероятности, кто из летчиков захоронен», – добавил представитель Минобороны. По его словам, «одну родственницу уже нашли».

Дальнейшие перспективы
О дальнейшем, с точки зрения Алексеева, говорить пока преждевременно. Но вполне логично предположить, что может быть начат процесс по возвращению останков на родину и перезахоронению – возможно, на российском федеральном кладбище.
Он не исключает, что памятники в честь участников союзнических операций в годы Второй мировой войны будут также установлены в Норвегии и в Мурманске.
ТАСС

Комментарии запрещены.