МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИИ ВЫСТУПИЛ С ЛЕКЦИЕЙ НА ОТКРЫТИИ II ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЁЖНОГО ФОРУМА В МГИМО

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИИ ВЫСТУПИЛ С ЛЕКЦИЕЙ НА ОТКРЫТИИ II ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЁЖНОГО ФОРУМА В МГИМО

21.02.2017

Сегодня Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу выступил с лекцией на открытии II Всероссийского молодёжного форума «Международное военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные тенденции» в Московском государственном институте международных отношений (университете).

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИИ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТЕ)
Добрый день, дорогие друзья!
Благодарю руководство МГИМО, а также организаторов Всероссийского молодёжного форума за приглашение принять участие в его работе. В этом зале собрались студенты, аспиранты МГИМО, курсанты Военного университета, представители других вузов Министерства обороны, а также юнармейцы.
Хотел бы начать наш разговор с оценки обстановки в мире и основных направлений развития Вооружённых Сил.
Отношения между государствами становятся всё более напряженными. Обостряется борьба за обладание ресурсами и контролем над маршрутами их транспортировки.
Попытки Запада во главе с США затормозить процесс становления нового и более справедливого мироустройства, ведут к нарастанию хаоса, анархии и встречают отторжение со стороны многих государств.
Неустойчиво функционируют международные организации, призванные обеспечивать глобальную безопасность. Военная сила становится главным инструментом решения международных проблем.
Серьёзным фактором является угроза международного терроризма. Всё чаще экстремистами для распространения своих идей и вербовки новых членов террористических группировок используется информационное пространство.
Особенно активно эта работа ведётся среди молодёжи, что требует от вас вдумчивого отношения к размещённой в сети Интернет информации.
В этих условиях необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов для продвижения и защиты национальных интересов, укрепления обороны нашей страны.
Безусловным приоритетом на этом направлении для нас остаётся развитие стратегических ядерных сил. Наличие у России ядерного оружия обеспечивает гарантированное сдерживание агрессии против неё со стороны любого иностранного государства.
В настоящее время идёт масштабное оснащение Ракетных войск стратегического назначения современными ракетными комп¬лексами. На флот поступают новые атомные подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами, не имеющими аналогов в мире.
Активно модернизируются самолёты стратегической авиации, наши легендарные ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.
Это позволит до конца 2020 года довести оснащённость стратегических ядерных сил современным вооружением в целом до 90%, а Ракетных войск стратегического назначения – до 62%.
Уверен, что это отобьёт желание у любого потенциального агрессора посягнуть на безо¬пасность нашей страны.
Хочу отметить, что в перспективе роль ядерного оружия в сдерживании потенциального агрессора будет снижаться.
В первую очередь за счёт развития высокоточных средств поражения. Это крылатые ракеты морского базирования «Калибр», успешно применяемые против террористов в Сирии, комплексы Сухопутных войск «Искандер», современные ракеты для самолётов стратегической авиации.
Ударный потенциал нашего высокоточного оружия к 2021 году увеличится в 4 раза, что позволит обеспечить безопасность России по всему периметру границ.
Безусловно, важную роль в обеспечении военной безопасности государства по-прежнему будут играть силы общего назначения, развитию которых мы уделяем самое пристальное внимание.
К концу 2020 года в Сухопутных войсках будет не менее 70% современного вооружения и техники. Прежде всего это танки и боевые машины пехоты, созданные на базе платформ «Армата» и «Курганец», а также самоходные артиллерийские установки «Коалиция-СВ».
В Военно-воздушные силы поступят самолёты нового поколения, что повысит боевые возможности нашей авиации в 1,5 раза.
В состав Военно-Морского Флота войдут современные корабли и подводные лодки, оснащённые высокоточными крылатыми ракетами с большой дальностью действия.
Важным показателем боеспособности Вооружённых Сил является уровень подготовки личного состава к выполнению задач в сложной обстановке.
Для его повышения ведётся интенсивная боевая учеба. В прошлом году в войсках на 13% увеличилось количество учений.
В плановом порядке идёт комплектование Вооружённых Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Их численность уже значительно превосходит количество призывников.
Во многом боевой учёбе способствует практический опыт применения нашей группировки в Сирийской Арабской Республики.
Важно подчеркнуть, что мы не только уничтожаем террористов на территории Сирии и освобождаем от них это государство, но и решаем задачу, чтобы экстремисты не проникли в нашу страну.
При этом мы оказываем различную гуманитарную помощь сирийскому населению, в первую очередь это продукты питания и медикаменты. Всего с февраля 2016 года проведено 783 акции, в ходе которых роздано 1 390 тонн гуманитарной помощи.
Наши офицеры выполняют задачи по примирению враждующих сторон. Для этого в Сирии создан и уже в течение года эффективно работает российский Центр примирения.
На сегодняшний день к процессу примирения присоединилось 1 267 населённых пунктов. О приверженности соблюдению режима прекращения боевых действий заявило 174 вооружённых формирования «умеренной оппозиции».
Применение нашей группировки в Сирийской Арабской Республике позволило решить геополитическую задачу – прервать цепь «цветных революций», тиражируемых на Ближнем Востоке и в Африке.
Новый фенóмен международной жизни – «цветные революции» – ведут к негативным военным, политическим и экономическим последствиям в различных регионах мира.
Прокатившаяся волна «цветных революций» вызывала серьёзные изменения в мировой политике, в расстановке сил в мире и регионах. Югославия, Грузия, Ирак, Ливия, Украина, Сирия – вот неполный список государств, где был «апробирован» сценарий «цветных революций».
На Западе они рассматриваются как способ распространения демократии, заключающийся в ненасильственном свержении «недемократических» режимов. Однако военный анализ событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке позволяет утверждать обратное – фактор военной силы является неотъемлемым элементом «цветных революций».
Он присутствует на всех этапах эскалации революции и вызванного ею внутринационального конфликта. Сначала военный потенциал коалиции стран, организующих свержение неугодного правительства, используется для открытого давления на него. Цель этого давления – не допустить использования силовых структур государства для восстановления законности и порядка. Затем с развёртыванием оппозицией военных действий против правительственных войск иностранные государства осуществляют военную и экономичес¬кую помощь мятежникам.
Так, например, почти шесть лет продолжается война в Сирии. И всё это время отряды вооружённой оппозиции и формирования наёмников бесперебойно снабжаются из-за рубежа боепри¬пасами, вооружением и другими материальными средствами, необходимыми для ведения активных боевых действий.
Вот некоторые цифры. По нашей оценке, только за время вооружённых конфликтов в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии «в распоряжении» незаконных вооружённых формирований могло оказаться около 2 450 ПЗРК, 1 750 ПТРК, около 650 РСЗО, более 24 тыс. мин различных типов, свыше 600 тонн взрывчатых веществ.
Другой довод в опровержение мирного и ненасильственного характера «цветных революций» заключается в том, что состояние стран, подвергшихся военной агрессии в её классическом понимании, и стран, переживших «цветные революции», практически идентично.
Если мы посмотрим на государства, в которых победили «цветные» революции, то вряд ли можно утверждать, что, сменив политические режимы, они стали на путь процветания и стабильности, а региональная безопасность существенно укрепилась.
Это понимают все. Тем не менее, велика вероятность того, что география «цветных революций» будет расширяться.
Их проведение позволяет при минимальных затратах ресурсов и ограниченном использовании собственных вооружённых сил сокрушать региональные державы, достигая политические и экономические цели.
Предотвратить распространение этого зла можно только при тесном сотрудничестве мирового сообщества.
Как вы знаете, по инициативе Президента России В.В.Путина в конце января в Астане прошли переговоры по Сирии. По нашему мнению, именно «астанинский формат» может стать эффективным инструментом урегулирования внутрисирийского кризиса.
Говоря о вопросах, вынесенных на обсуждение пленарной сессии нашего форума, отмечу, что в обеспечении глобальной и региональной безопасности Россия отдаёт предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности и Военной доктриной Российской Федерации отношения России с иностранными государствами призваны обеспечивать надёжную безопасность личности, общества и государства в условиях новых вызовов и угроз.
Приоритетным направлением сотрудничества России в военно-политической области является партнёрство со странами Содружества независимых государств.
Эффективно ведётся работа в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.
Продолжается активное участие в реализации соглашений и проектов по линии ООН и других международных организаций, в том числе региональных.
В рамках военно-экономического сотрудничества с иностранными государствами активно развивается партнёрство в военно-технической сфере. Хочу отметить, что в последнее десятилетие нам удалось существенно увеличить объём экспорта продукции военного назначения.
В настоящее время наша страна занимает второе место на мировом рынке вооружений, уверенно опережая Францию, Германию и Великобританию. Ежегодно нашу военную продукцию покупают более 60 стран. Валютные поступления от экспорта в бюджет предприятий оборонно-промышленного комплекса составляют
13–15 млрд долларов.
При этом мы стремимся расширять географию международного военно-технического сотрудничества. В Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке делается упор на рынки Индии, Китая, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Мьянмы, Бангладеш и Таиланда.
Стратегически важными для нас остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки. Активно взаимодействуем со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Военно-техническое партнёрство с государ¬ствами Европы с марта 2014 г. остаётся замороженным по их инициативе.
В целом можно констатировать, что военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, несмотря на ряд негативных факторов, имеет хорошие перспективы развития.
Что касается наших отношений с НАТО. Руководство Североатлантического союза сохраняет прежний курс на отказ от всех форм практического сотрудничества с нами.
Вместо объединения усилий для борьбы с терроризмом альянс объявил Россию главной угрозой и наращивает свой военный потенциал вдоль наших границ. В последнее время значительно увеличилось количество учений НАТО в Восточной Европе, в Балтийском и Чёрном морях. Зачастую они носят открытую антироссийскую направленность.
Активизировалась разведывательная деятельность стран НАТО по периметру территории России. За 10 лет общее количество полётов разведывательной авиации альянса у наших границ выросло практически в 3 раза, а на юго-западе России – в 8 раз. Для сравнения, в 90-х годах таких полётов было 107, в 2000-х – 298,
в 2016 году – 875. Всё чаще мы фиксируем пребывание кораблей НАТО с ракетным вооружением в Чёрном море.
Система ПРО США в Европе вышла на уровень начальной оперативной готовности.
В 2016 году развёрнут комплекс противоракетной обороны в Румынии. До конца года в Польше предусматривается установить американские ракеты-перехватчики «Стандарт-3».
Совокупный военный бюджет государств альянса сегодня составляет более 900 млрд. долларов, что в десятки раз превосходит оборонные расходы России. Тем не менее мы готовы к налаживанию равноправного диалога с Брюсселем по всему комплексу проблем глобальной и региональной безопасности.
Рассчитываем, что этому будет способствовать Совет Россия – НАТО, который возобновил работу в 2016 году. На наш взгляд, мы могли бы добиться успеха в совместной борьбе с международным терро¬ризмом, прежде всего в противодействии распространению ИГИЛ и других террористи¬ческих организаций.
Хочу напомнить положительный опыт взаимодействия между Россией и странами Запада по вопросу вывоза химического оружия из Сирии. Тогда в короткие сроки на российских кораблях был развёрнут международный координационный штаб и без единого выстрела из Сирийской Арабской Республики вывезено одна тыс. 300 тонн компонентов химоружия.
Для развития партнёрства по линии НАТО будем использовать такие форматы, как Московская конференция по международной безопасности, консультации рабочих групп Совета Россия – НАТО и Международная группа поддержки Сирии.
Важное место в международном военном взаимодействии занимает Шанхайская органи¬зация сотрудничества. Основные усилия ШОС сосредоточены на противодействии терроризму, экстремизму, незаконному обороту оружия и наркотиков.
Для этого на регулярной основе проводятся совместные военные антитеррористические учения «Мирная миссия», укрепляются контакты между Региональной антитеррористической структурой ШОС и АСЕАН.
Стратегическим партнёром России является Китайская Народная Республика. Активно развивается двустороннее военное сотрудничество. В первую очередь оно ориенти¬ровано на борьбу с международным терроризмом. Для отработки совместных действий регулярно проводятся военные учения «Морское взаимодействие» и «Мирная миссия».
Российская Федерация продолжает готовить специалистов для Народно-освободительной армии Китая. Всего в вузах Минобороны прошли обучение более 3 600 китайских военнослужащих.
Руководство Народно-освободительной армии Китая считает перспективными формами взаимодействия международные соревнования, такие как «Армейские международные игры». В этом году их отдельные этапы пройдут на территории КНР.
Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай комплексов ПВО С-400, многофункциональных истребителей СУ-35, противокорабельных ракетных систем.
Наши страны эффективно сотрудничают в различных многосторонних форматах, прежде всего в ООН, БРИКС, ШОС, показывают пример взвешенного и ответственного подхода к решению международных и региональных проблем.
Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Катар и Кувейт приобретают вооружение и военную технику, прежде всего у США и ряда стран Запада. Вместе с тем в последнее время их внимание всё больше привлекает современная российская военная техника. Сотрудничество с Ливией приостановлено из-за введённого Советом Безопасности ООН эмбарго на поставку в страну продукции военного назначения.
Минобороны России последовательно расширяет географию партнёров в сфере военно-технического сотрудничества. Эффективным инструментом продвижения нашей продукции военного назначения на мировой рынок является ежегодный Военно-технический форум «Армия».
В прошлом году на нём было представлено более семи тысяч экспонатов. За неполные шесть дней выставочные площадки посетило свыше
70-ти зарубежных делегаций и более полумиллиона гостей. Проведена обширная научно-деловая программа.
В этом году мероприятие обещает быть ещё более масштабным. В августе приглашаю всех в Конгрессно-выставочный центр «Патриот» в подмосковной Кубинке на форум «Армия-2017».
В завершение хочу несколько слов сказать о взаимодействии армии и общества. Как показывают последние социологические исследования, подавляющее большинство граждан положительно оценивают текущую ситуацию в Российской армии. 65% опрошенных хотели бы, чтобы их родственники прошли службу в Вооружённых Силах.
К положительным изменениям, произошедшим в армии за последние 2–3 года, в обществе относят улучшение условий военной службы, перевооружение армии и флота на современное вооружение и технику, повышение боеспособности войск.
По рейтингу доверия населения Вооружённые Силы в прошлом году заняли лидирующие позиции среди государственных и негосударственных структур страны.
Я приглашаю студентов МГИМО к участию в наших военно-патриотических мероприятиях, конкурсах и состязаниях, к более тесному взаимодействию с вузами Минобороны России.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

Комментарии запрещены.