ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Т-34-85 В ПОЛЬШЕ

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Т-34-85 В ПОЛЬШЕ

11.02.2016

В 1945 году польская армия получила от СССР 328 танков Т-34-85. Разумеется, такое количество машин в Войско Польском не устраивало новое коммунистическое руководство страны. Однако лицензию на производство советских танков Т-34-85 Польша приобрела лишь в 1951 году (постановление №5 правительства Республики Польша «Об организации производства средних танков, танковых моторов и топливной аппаратуры к ним» от 18 мая 1951 года), т.е. позже, чем Чехословакия. Как известно, к тому времени в СССР танки Т-34-85 были сняты с производства, и в Польше планировали приступить сразу к выпуску «пятьдесятчетвертых». Но это оказалось слишком сложным, поэтому остановились на производстве Т-34-85 в качестве, надо полагать, переходного этапа.
Первоначально, учитывая довольно серьезные в прошлом мощности польской танковой промышленности, планировалось изготовить не менее 3 тысяч танков Т-34-85 в год. Таким массовым выпуском «тридцатьчетверок» (также в Чехословакии) должна была решиться проблема оснащения армий стран Восточной Европы, затем и новых союзников в «третьих странах». Конструкторские и технологические документации, технологическое оборудование передавались заводом №183 в Нижнем Тагиле. Головным предприятием танков был выбран механический завод им. И. Сталина (Zakład Mechaniczny im. Józefa Stalina, позже переименован в механический завод «Лабеди» – «Łabędy») в Лабеди недалеко от Гливицы (Силезия). Броневые листы изготавливались на металлургических заводах «Сталёва-Воля» (Stalowa Wola, Гданьск) и «Гута-Батори» (Huta Batory, Катовице), двигатели В-2-34 – на механическом заводе №1 им. Марселего Новотки (Warszawski Zakład Mechaniczny Nr 1 im. Marcelego Nowotki), топливное оборудование – на механическом заводе №2 (Warszawski Zakład Mechaniczny Nr 2) в Варшаве.
Правительственным постановлением от 18 мая 1951 года предусматривалось производство в 1952 году 100 танков Т-34-85 и 30 двигателей В-2-34, в 1953 – 700 танков 700 двигателей, в 1954 – 2000 танков и 2000 двигателей, в 1955- 2500 танков и 3000 двигателей. Первоначально, танковые башни не производились в стране, и они поступали из СССР.
Производство танков осваивалось при технической помощи советских специалистов, а также при кооперации с Чехословакией в первом году выпуска танков. Первые пять танков были собраны на заводе «Лабеды» в конце 1952 года. Пушки ZiS-53 wz. 44 калибра 85 мм производились на металлургическом заводе «Гута Сталёва-Воля» (Huta „Stalowa Wola”). Всего в 1952-55 годы завод изготовил 1380 танков, из них в 1952 – 5, в 1953 – 310, в 1954 – 370, в 1955 – 430, в 1956 – 265 (в т.ч. на экспорт – 130 для ГДР, переданы в марте-июле того же года). Следует отметить, что в первые годы серийного производства танков выпуск двигателей В-2-34 (а также В-2ИС) существенно отставал от плана, и их нужно было поставлять из СССР. Так, в 1952 году на механическом заводе №1 были собраны 5 двигателей, в 1953 – 6, в 1954 – 230, в 1955 – 445, в 1956 – 300. В польской армии танки получили обозначение «Т-34-85М».
В 1959 году начата модернизация танков Т-34-85, после которой они получили обозначение Т-34-85М1. Доработанные танки оснащались пусковым подогревателем двигателя, что позволило адаптировать двигатель В-34-М11 к работе на различных видах топлива, усиленной подвеской и измененной боеукладкой на 55 снарядов, опорными катками танка Т-54, заменены воздушные фильтры. Лобовой пулемет ДТМ стал дистанционно управляемым курсовым, благодаря чему экипаж сокращен до четырех человек. До версии Т-34-85М1 были модернизированы все «тридцатьчетверки» Войско Польского.
Следующая польская модернизация – Т-34-85М2 – оснащалась комплектом оборудования подводного вождения, для чего также были проведены дополнительные работы по герметичности танка. Доработке подверглась часть машин. Т-34-85М1/М2 также отличались наличием увеличенных внешних топливных баков, что позволило увеличить запас хода до 650 км, увеличенной скоростью вращения башни, новыми приборами наблюдения и прицеливания, а также комплектом радиосредств и танкопереговорных устройств. Модернизация проводилась на военно-механическом заводе в Семянови́це-Слёнске.
В Польше на базе Т-34-85 также выпускались бронированные ремонтно-эвакуационные машины CW-34 и WPT-34, однако они не были, в отличие от чехословацких спецмашин, машинами нового выпуска. Для их производства использовались ходовые части списанных танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.
Андриан НИКОЛАЕВ
Военный Паритет

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34-85

Комментарии запрещены.