БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ SA 342 GAZELLE В СИРИИ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ SA 342 GAZELLE В СИРИИ

25.10.2015

Оригинал взят у коллеги militarizm в Боевое применение SA-342 Gazelle в Сирии

Возникшая в 70-х годах прошлого века мода на ударные и, прежде всего – противотанковые, вертолеты не обошла стороной сирийских военных. В тот момент главным противником сирийцев был Израиль, основным ударным кулаком сухопутных войск которого были многочисленные и хорошо обученные танковые соединения. Кроме того, Израиль получил из США ударные Bell AH-1 Cobra, соответсвенно, сирийские генералы жаждали паритета с противником и желание обзавестись новомодным вооружением – «ПТУРами воздушного базирования», на этом фоне, было довольно естественным. Однако как получилось так, что Сирия, будучи много лет в зоне влияния Советского Союза, закупила французкие вертолеты Aerospatiale SA-342 Gazelle?

Тут совпало три фактора. Во-первых, вероятно Советский Союз, только приняв на вооружение тяжелый и бронированный Ми-24, оказался не готов быстро поставить такие машины своему арабскому союзнику. Во-вторых, между мировыми войнами Сирия была под французким протекторатом и влияние французов на формирование сирийской национальной элиты было определяющим вплоть до второй половины 50-х годов. Соответсвенно за 20 лет это влияние еще не было окончательно утрачено – так что Франция была наиболее приемлемым партнером для Сирии из всех западных стран, аналогично и сами французы пытались сохранить часть своего влияния на сирийцев. В третьих, богатая Саудовская Аравия предпринимала попытки переориентировать арабские страны на Запад и не жалела для этого денег, (нечто подобное мы видим и сейчас – закупка Египтом французких истребителей Rafalle и вертолетоносцев типа «Мистраль» на саудовские деньги хотя и не несет задачи «переориентировать Египет», но явно имеет свои резоны для Саудии). Так что сирийцы благоразумно не стали отказываться от предложения фактически бесплатно получить партию современного западного вооружения.

Контракт на поставку 46  SA-342 Gazelle был подписан в 1977, тогда же получили и первую партию из 18 вертолетов SA-342К (модификация для стран «с жарким и сухим климатом»). Эта партия была вооружена старыми  французкими ПТУР AS-12. Из них сформировали 976-ю эскадрилью боевых вертолетов в Al-Jdayde

Вскоре поставки продолжились и всего к 1979 году было получено 30 SA-342К и 16 SA-342L оснащенных ПТУР HOT и совершенной системой управления.

Вместе с этой партией получили 216 ПТУР HOT (сокращение от «High-subsonic Optical remote-guided fired from a Tube», что можно перевести примерно как «Высокоскоросная ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). Ракета имела современное полуавтоматическое наведение с управлением по проводу и на тот момент НОТ считался одним из самых современных ПТУР,  будучи способным пробивать до 700 мм гомогенной брони при нулевом угле встречи и 288 мм наклонной брони расположенной под углом 65 градусов. Каждый вертолет мог нести до 4 таких ракет. Нет точных данных перевооружались ли SA-342K на ПТУР HOT, скорее всего нет – на видео учений в апреле 2012 виден вертолет вооруженный древней AS-12.

В результате к войне 1982 года сирийцы имели авиабригаду SA-342К/L из трех эскадрилий (976-я, 977-я, 988-я). Про применение SA-342К с ПТУР AS-12 никакой информации нет, что, впрочем, не исключает такого применения. Возможно, что одна из эскадрилий SA-342К использовалась только для транспортировки, наблюдения и связи. Достоверно известно о применении в боях 977-й эскадрильи, вооруженной SA-342L с ПТУР НОТ.

Президент Сирии Хафез Асад (кстати, летчик-истребитель) в кабине «Газели».

Только к 1981 году Советский Союз поставил Сирии первую эскадрилью Ми-25 (упрощенный экспортный вариант Ми-24В вооруженный ПТУР 9М17П Фаланга-П). Ракета имела радиокомандное полуавтоматическое наведение, несколько меньшую дальность и худшую бронепробиваемость, чем ПТУР НОТ от «супостата».

Согласно данным наших советников, к началу Ливанской войны 1982 года сирийцы только стали выполнять самостоятельные полеты на Ми-25, без боевого применения. Поэтому говорить об их освоении личным составом нельзя. В конечном итоге, в боевых действиях в 1982 году они участия не приняли. По некоторым данным, первый практический пуск ПТУР Фаланга сирийские Ми-25 провели только в 1986 году и в целом им этот комплекс не понравился и практически никогда не применялся в боевых действиях. Единственным противотанковым вертолетом у сирийцев в войне 1982 года были SA-342 Gazelle.

Война в Ливане, 1982.

К началу 80-х годов многоконфессиональный Ливан оказался раздираемым противоречиями между разными религиозными группами (христиане-фалангисты, шииты «Амаль» и т.д.), фактически был в состоянии гражданской войны и безвластия. Это стало поводом для введения в страну сирийского контингента под эгидой арабских миротворческих сил. Сирийская авиация осуществляла поддержку своего контингента в Ливане и 7 апреля 1982 одна из «Газелей» столкнулась с проводами и потерпела катастрофу в Ливане.

Надо сказать, что Ливан всегда считался Сирией своей вотчиной, практически «незаконно отторгнутой колонизаторами частью Великой Сирии». В разные периоды сирийцы поддерживали разные ливанские силы – то защищали христиан, то воевали с ними. Но из-за того, что в Ливан перместились силы ООП (Организации Освобождения Палестины) с их непримиримой позицией к Израилю, вскоре сирийцы стали смотреть на ситуацию исключительно с точки зрения арабо-израильского противостояния. Ливанские христиане-фалангисты получили полную поддержку Израиля, соответсвенно их противники – Сирии.

ООП создала в Южном Ливане свою полурегулярную армию с танками, артиллерией, тренировочными базами и складами. Палестинцы часто обстреливали Израиль из реактивной и ствольной артиллерии, а последний время от времени устраивал авиа и артналеты, рейды и даже крупные вторжения сухопутных войск, как операцию «Литани» в 1979 году. Интересно, что прошло несколько десятилетий, сменились названия организаций-оппонентов Израиля, их идеология, добавились новые «горячие точки» у границ Израиля вроде сектора Газы,  но принципиально ничего ведь не поменялось…

Летом 1982 года израильтяне решились не просто на крупнейшую зачистку Ливана от палестинцев под напыщенным названием «Мир Галилее», а на полное переформатирование этой страны в своих интересах – окруженнии Бейрута и с целью передачи власти христианам, придерживающихся произральских и проамериканских позиций. Было решено не ограничиваться как прежде рубежом реки Литани, а перезать шоссе от сирийской границы до Бейрута и войти в сам город. Израильтяне предполагали, что Сирия не вмешается в ситуацию.

Сосредоточив к 6 июня крупную группировку сухопутных войск из порядка 1000 танков и нескольких десятков пехотных батальонов израильтяне разгромили полурегулярную армию ООП, состоявшую из двух бригад с 60 танками Т-34.
Сирийцы приняли решение вмешаться и выдвинули в южный Ливан 1-ю танковую дивизию из двух танковых бригад с примерно 200 танками, и большим количеством «спецназа» – фактически хорошо оснащенной «противотанковой пехотой». Кроме этого в Ливане действовало еще две механизированные бригады, а группировку прикрывали три бригады войсковой ПВО в долине реки Бекаа.

8 июня израильтяне вторглись в «зону ответственности» сирийцев. Общий ход войны, действия «большой авиации», разгром сирийской ПВО – темы конечно интересные и хорошо изученые, поэтому тут о них промолчим. В данном случае нам интересно только то, что связано с применением сирийских вертолетов SA-342.

Количество израильских войск вторжения на голову превосходило палестинские  и сирийские силы – суммарно пять израильских дивизий против двух сирийских дивизий, но последние вели довольно грамотные оборонительные бои вдоль немногочисленных дорог ведущих вглубь Ливана. За счет лучшей подготовки личного и командирского состава, активной поддержки авиации израильтяне наступали с боем захватывая каждую расположенную на дороге деревню. А вот  в тылу израильская техника буквально запрудила эти дороги в буквальном смысле создавая пробки из колонн военной техники, затруднив маневрирование и снабжение частей израильской армии. И вот тут то и появились в сирийские противотанковые «Газели».

8 июня звено «Газелей» в районе горы Джебель Шейх пыталось с малой высоты атаковать боевую группу Йосси Пеледа, которая двигалась вдоль сирийской границы к стратегическому шоссе Бейрут-Дамаск. По израильским данным эта атака им не удалась.
В 17-30 еще две пары сирийских SA-342 атаковали механизированные части израильтян в районе дорог между Шааба-Рашадия и Барук-Эйн Дара.

В свою очередь в израильских источниках есть сведения об атаке в 16-30 «Газелями» 360-го танкового батальона (из 399-й танковой бригады 90-й дивизии) в районе Хуш А-Даниба и сбитии одного такого вертолета ответным огнем без своих потерь. Впрочем, в одном случае источники указывают 8 июня, а в другом – следующий день – 9 июня. Более того, один из военнослужищих, Цвика Комей, подтверждает потерю одного танка (эта резервная дивизия воевала на М-48) и сбитие одной «Газели», но приводит ошибочную дату – 10 июня. Конечно, сомнительно, чтобы танкисты каждый день сбивали по вертолету – так что тут именно путаница с датировкой в израильских источниках, а речь идет об одном событии, произошедшем 8 или 9 июня.

На следующий день, 9 июня израильская 162-я дивизия ввязалась в ожесточенный бой с 58-й механизированной бригадой сирийцев за ключевой населенный пункт Эйн-Зхалта, стремясь выйти к шоссе Бейрут-Дамаск. Перезав шоссе израильтяне могли отрезать всю сирийскую группировку в районе Бейрута от снабжения. В качестве усиления танков израильтяне подтянули противотанковое подразделение парашютной бригады на джипах М-151 оснащенных американскими ПТУР TOW. В 9-30 эта колонна подверглась атаке сирийских «Газелей», которым (по сирийским данным) удалось уничтожить несколько израильских М-151.

В тот же день, 162-я дивизия израильтян атаковала позиции 76-й танковой бригады сирийцев. Примерно в 15.30 четверка сирийских SA-342 из 977-й эскадрильи, прячась между холмами и деревьями, с большой дистанции атаковала израильскую колонну с использованием ПТУР НОТ, добившись пападаний как минимум в две Меркавы. Броня одного из танков, шедшего третим от головы колонны,  была пробита и двое танкистов погибло. Встречаются сообщения, что ответным огнем танков один из атакующих вертолетов был сбит, но предположительно, речь об одном и том же случае, упомянутом 8 июня.

В тот же день израильтяне провели крупную операцию против развернутой в долине Бекаа сирийской группировки ПВО, фактически разгромив ее и нанеся поражение «ослепшей» сирийской истребительной авиации. Израильтяне захватили полное превосходство в воздухе над Ливаном. В результате этого сирийские вертолетчики были вынуждены опасаться действий вражеских истребителей, более того израильские источники утверждают, что одна из «Газелей» в тот день была сбита израильским истребителем.

10 июня при массированной подержке боевой авиации и ударных вертолетов 162-я дивизия прорвала оборону 51-й мехбригады сирийцев. Сирийские SA-342 были отправлены в поисково-ударные вылеты, так как точных данных о противнике не было. Действуя в районе долины Бекаа, они столкнулись с усилением ПВО передовых механизированных групп противника – израильтяне включили в их состав ЗСУ М-163 Вулкан (на базе БТР М-113) и ТСМ-20 на базе полугусеничного БТР М-3, правда чуть ли не главной задачей этих ЗСУ была зачистка противотанковых расчетов сирийцев, но и прямые свои обязанности они выполняли тоже. В результате,  один из вертолетов получил 4 попадания 20-мм снарядами, а его пилот был тяжело ранен, но сумел вернуться на аэродром Эль-Меззе. Согласно израильским данным это было скорее результатом огня ТСМ-20, на счет которой была занесена победа, как видим несколько преждевременная.

В 9-00 сирийские вертолеты атаковали бронетехнику израильтян у высоты 1943. Израильские источники упомянают, что атаке подверглись танки 401-й бригады,  уничтожен Магах-6 (М-60) из состава 46-го батальона этой бригады, впрочем потерь среди танкистов не было.

Согласно израильским данным одновременно другое звено «Газелей»  атаковало «Боевую группу Варди» между Эйн-Зхалтой и Азониях. В другом источнике говориться, что в 10-06 тоже звено, что атаковало 401-ю бригаду, теперь добилось попаданий по двум Меркавам из состава роты «Ламед» 7-й танковой бригады у Бейт-Лахии. Погибших не было.

Через два часа «Газели» 977-й эскадрильи атаковали колонну израильских танков двигавшихся в Эйн-Зхалту.

В свою очередь из израильских источников известно, что под Машгарой в этот день «Газели» сожгли Меркаву 198-го батальона 460-й бригады.

252-я дивизия израильтян продолжала наступать на север в условиях отсутвия нормальных дорог. Транспортный затор из израильской бронетехники этой дивизии в районе высоты 1794 (севернее Шабы) подвергся атаке SA-342. Сирийцы обстреливали стоящую колонну бронетехники ПТУРами с большой дистанции, посеяв хаос. Израильские пулеметы не могли достать до противника. Сирийцами заявлено об уничтожении 7 М-113 и М-60, расстрелянных один за другим.

«Газели» устроили охоту за израильскими М-60 и М-113 на приграничной дороге из Эйн-Ата в Рашаяя по которой наступала «Специальная маневренная группа» Йоси Пеледа. Так как дорога шла вдоль сирийско-ливанской границы, сирийское командование смогло задействовать большее количество машин и вертолетчики заявили о 12 уничтоженных танках плюс другая техника. При этом израильтяне вообще предпочли не заметить действия авиации противника, признав за день только четверых раненых.

http://bmpd.livejournal.com

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ SA 342 GAZELLE В СИРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Комментарии запрещены.