РАКЕТНЫЙ КАТЕР ТИПА ALBATROS (GEPARD) ПРОЕКТА 143 (143A) (ГЕРМАНИЯ)
MISSILE BOAT OF THE TYPE ALBATROS (GEPARD) PROJECT 143 (143A) (GERMANY)

21.11.2016

16 ноября 2016 года в германской военно-морской базе Варнемюнде в Ростоке состоялась официальная церемония вывода из состава ВМС ФРГ последних четырех находившихся в строю ракетных катеров – S 73 Hermelin, S 75 Zobel, S 76 Frettchen и S 80 Hyäne проекта 143А (типа Gepard). На этом завершилась 86-летняя история германских боевых катеров-»шнелльботов» (Schnellboote), начавшаяся со ввода в строй германского флота торпедного катера S-1 (UZ-16(S)) в 1930 году.
Сообщается, что за 32-33 года службы четыре списанных 16 ноября ракетных катера прошли по 300-350 тысяч морских миль, из которых более половины – в последние десять лет (когда катера проекта 143А активно привлекались к патрульной службе в Средиземном море и даже у Сомалийского побережья)
Остальные шесть ракетных катеров проекта 143А были выведены из состава ВМС ФРГ в 2012-2015 годах. Списание последних четырех ракетных катеров повлекло за собой расформирование в тот же день 16 ноября 2016 года последней 7-й флотилии «шнелльботов» (7. Schnellbootgeschwader), в состав которой они входили (флотилия существовала с 1961 года). Отныне боевые «прибрежные силы» германского флота будут представлены только корветами проекта К130 (нынешние пять корветов этого типа входят в состав 1-й флотилии корветов, также базируясь на Варнемюнде).
http://bmpd.livejournal.com


РАКЕТНЫЙ КАТЕР ТИПА ALBATROS (GEPARD) ПРОЕКТА 143 (143A)

В середине 1960-х годов командование ВМС ФРГ пришло к мнению о необходимости замены катеров проектов 141 и 142 в ближайшей и среднесрочной перспективе соответственно. ФРГ продолжалась интенсивная работа над конкурсными проектами. Неожиданностью для всех стала победа электротехнического концерна “АЕГ-Телефункен”, субподрядчиками которого по конструкции корпуса выступали известные катерные фирмы “Люрсен” и “Крюгер”. Кроме них, в разработке оборудования участвовало еще около 30 фирм.
Были выбраны два варианта проекта 143 фирмы «Люрссен».
Ракетные катера типа «Альбатрос» проекта 143 ВМС Германии состоялина вооружении с 1976по 2005 годы. Всего было произведено 10 катеров для 2-го и 7-го эскадронов, которые базировались вВарнемюлде. На текущий момент выведены из состава.
В июле 1972 года у компании «AEG-Телефункен» были заказаны 10 катеров проекта 143, строительство которых велось фирмами «Крёгер» (три единицы) и «Люрссен» (семь) и было завершено в 1976—1977 годах. Они получили названия от S61 до S70, а позднее были переименованы в «Альбатрос», «Фальке», «Гайер», «Буссард», «Шпербер», «Грайф», «Кондор», «Зееадлер», «Хабихт» и «Корморан» Имея водоизмещение 397,5 т., эти катера вооружены двумя 76-мм АУ «ОТО-Мелара компакт», двумя 533-мм ТА с торпедами «Сил», имеющими управление по проводам, и четырьмя ПКР ММ.38 «Экзосет».
После ввода в боевой состав ВМС в 1982—1984 годах катеров типа «Гепард» (проект 143А) без ТА проект 143 стали обозначать 143В (тип «Альбатрос»). Катера проекта 143А (первоначально S71-S80) получили названия «Гепард», «Пума», «Хермелин», «Нерц», «Цобель», «Фреттхен», «Дакс», «Оцелот». «Визель» и «Хиен». Начатая с 1994 года на них установили новое РЭВ и ПУ ЗУР (вместо кормовой 76-мм АУ).
В ВМС РКА проекта 143А состоят с 1990 года. В ближайшее время в катера класса «Гепард» могут быть переквалифицированы несколько фрегатов класса «Брауншвейг», сами же фрегаты к 2015 году будут заменены новыми и более совершенными судами.

СЕРИЯ ПРОЕКТ 143:
P6111 Albatros (1976)
P6112 Falke (1976)
P6113 Geier (1976)
P6114 Bussard (1976)
P6115 Sperber (1976)
P6116 Greif (1976)
P6117 Kondor (1976)
P6118 Seeadler (1977)
P6119 Habicht (1977)
P6120 Kormoran (1977)

СЕРИЯ ПРОЕКТ 143А:
P6121 Gepard (1982)
P6122 Puma (1983)
P6123 Hermelin (1983)
P6124 Nerz (1983)
P6125 Zobel (1983)
P6126 Frettchen (1983)
P6127 Dachs (1984)
P6128 Ozelot (1984)
P6129 Wiesel (1984)
P6130 Hyane (1984)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА 143А

Водоизмещение:
• стандартное 300 т,
• полное 393 т
Длина:
• максимальная 57,6 м,
• по ватерлинии 54,4 м
Ширина: 7,76 м
Осадка: 2,82 м
Главная энергетическая установка: четырехвальная, дизельная, четыре дизеля MTU 16V956 TB91 – общая мощность 16000 л.с.
Скорость: 36 узлов
Дальность плавания: 2600 миль на скорости 16 узлов, запас топлива 116 т
Экипаж: 34 человека (4 офицера)

ВООРУЖЕНИЕ:

4 ПКР Exocet MM38,
1×21 ПУ ЗРК RAM – зенитные ракеты RIM-116A,
76,2-мм артустановка OTO Melara,
два 12,7-мм пулемета
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Навигационная РЛС SMA 3RM 20,
РЛС управления огнем Thales WM-27
Система управления огнем AGIS с возможностью обмена информацией с другими судами,станция радиотехнической разведки EADS FL-1800S,
2×6 ПУ пассивных помех Buck-Wegmann

Источники: www.warships.ru, warport.ru, dic.academic.ru, wiki.wargaming.net и др.