100 ЛЕТ АВИАСТРОЕНИЮ В ТАГАНРОГЕ
100 YEARS OF AIRCRAFT BUILDING IN TAGANROG

НА ТАНТК ИМ. Г.М. БЕРИЕВА ПРОШЕЛ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ЧЕСТЬ 100-ЛЕТИЯ АВИАСТРОЕНИЯ В ТАГАНРОГЕ

22 октября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева провел ставший традиционным «День открытых дверей».
В этот день всем желающим была предоставлена возможность посетить одно из основных градообразующих предприятий города Таганрога. В этом году «День открытых дверей» посвящен 100-летию авиастроения в Таганроге. В программу мероприятий «Дня открытых дверей» вошли экскурсии по производственным цехам авиастроительного завода, посещение конструкторского бюро.
Все желающие смогли увидеть выставку моделей и натурные образцы самолетов, в разное время созданных конструкторами и инженерами бериевского КБ и выпущенных из цехов предприятия.
Понимая необходимость возрождать интерес к рабочим профессиям, которые сегодня востребованы не только в Таганроге или Ростовской области, но и в целом в стране, Управление персоналом ТАНТК им. Г.М. Бериева использует мероприятия «Дня открытых дверей» как один из элементов профориентационной работы с молодежью, студентами и школьниками. Вот и в этот раз для посещения был открыт производственно-учебный участок по подготовке сборщиков-клепальщиков, где всем желающим была предоставлена возможность попробовать себя в профессии клепальщика.
На территории предприятия была организованна «Аллея знаний», где представителями учебных заведений нашего города, традиционно являющиеся партнерами ТАНТК, проводились реклама и презентации специальностей и профессий по котором готовят квалифицированных специалистов в данных учебных заведениях.
Начало праздничным мероприятиям положило вскрытие в торжественной обстановке Генеральным директором – Генеральным конструктором ТАНТК Ю.В. Грудининым капсулы с посланием нынешним авиастроителям из 1966 года, которая была заложена полвека назад, в ходе празднования 50-летнего юбилея предприятия.
Самой же зрелищной частью праздника, по праву стали показательные полёты гордости таганрогского авиастроения – самолета-амфибии Бе-200. История авиастроения в Таганроге начинает свой отсчет с 30 сентября 1916 года Владимир Александрович Лебедев основал Таганрогский аэропланный завод и были заключены контракты на постройку самолетов «Лебедь XII», начинается сборка французских самолетов «Вуазен L» и английских «Сопвичей».
За прошедший век авиастроители Таганрога – конструкторы, инженеры, рабочие – прошли путь от постройки первых деревянных и полотняных «этажерок», до создания сложнейших авиационных комплексов в которых воплощены новейшие технологии нашего времени, лучшие идеи и проекты, достижения науки и техники, а также знания и опыт многих людей, работавших над их созданием.

В разные годы в Таганроге создавались и серийно строились:
- Сухопутные самолеты – Р-1, Р-5, Р-6, АНТ-9, Су-2, ЛаГГ-3, Ан-24ФК, Ту-142, Ту-95МС;
- Гидросамолеты и самолеты амфибии – МР-1, МБР-4, Ша-2, МДР-4, Че-2, МБР-2, КОР-1, КОР-2, ГСТ, Бе-6, Бе-10, Бе-12, ВВА-14, А-40, Бе-103, Бе-200;
- Специальные авиационные комплексы – Ту-142МР, А-50, А-60, АИ, ЭИ;
- Крылатые ракеты Х-20 и П-10;
- Воздушные мишени;
- Бесплатформенные парашютные системы для воздушно-десантных войск.
Сегодня наше предприятие это один из крупных и современных авиастроительных заводов России. ТАНТК им. Г.М. Бериева является производителем самолетов-амфибий Бе-200ЧС и специальных авиационных комплексов для Министерства обороны России. На предприятии освоено серийное производство модернизированных самолетов в интересах российских и зарубежных заказчиков. В сентябре первый серийный Бе-200ЧС таганрогской сборки совершил первый полет и сейчас проходит комплекс летных испытаний и наземных отработок. Также самолет был впервые представлен широкой публике в рамках «Гидроавиасалон-2016″. Главным же итогом, вековой истории предприятия, стало создание и сохранение уникальной отечественной конструкторской школы, занявшей, в настоящее время, ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.
ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева»

100 ЛЕТ АВИАСТРОЕНИЮ В ТАГАНРОГЕ

В начале прошедшего XX-го века в жизнь человечества стремительно ворвалось новое направление развития техники – авиация. Тогда же, в начале века породнился с авиацией основанный ещё Петром Великим в 1698 году южный русский город Таганрог, став со временем одним из центров авиационной промышленности и науки нашего Отечества.
Расширяя производство самолетов в условиях первой мировой войны 30 сентября 1916 года Владимир Александрович Лебедев основал Таганрогский аэропланный завод. Заключаются контракты на постройку самолетов «Лебедь XII», начинается сборка французских самолетов «Вуазен L» и английских «Сопвичей».
После революции завод был национализирован и в январе 1920 года получает наименование Государственный авиационный завод ГАЗ №10 «Лебедь». На предприятии ведется сборка и ремонт самолетов иностранных конструкций запускается в серийное производство самолет-разведчик Р-1.
С 1 декабря 1927 года предприятие получает наименование завод №31.
В 30-х годах в Таганроге ставились на поплавки бомбардировщики Андрея Николаевича Туполева ТБ-1, серийно строились пассажирские самолеты АНТ-9, многоцелевые самолеты Р-6 и их поплавковый вариант МР-6, самолеты-разведчики Р-5 Поликарпова. По лицензии строятся итальянские гидросамолеты С-62бис получившие в нашей стране наименование МБР-4. Быстро осваивается производство отечественного самолета-амфибии Шаврова – Ша-2.
1 октября 1934 года в истории авиационного Таганрога начинается новый этап. Именно к этой дате при авиационном заводе №31 необходимо было организовать Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Молодой инженер Георгий Михайлович Бериев назначается главным конструктором ЦКБ МС.
Завод приступает к серийному производству летающих лодок МБР-2, выпущенных в 1365 экземплярах и ставших самым массовым советским гидросамолетом.
В декабре 1934 года постановлением ЦИК СССР заводу №31 присвоено имя Георгия Димитрова.
В 30-х годах на заводе строятся самолеты, разработанные ЦКБМС Бериева – КОР-1, МБР-5, МДР-5, МБР-7, катапультные корабельные разведчики Бе-4.
В преддверии второй мировой войны в Таганроге серийно выпускаются гидросамолеты Игоря Вячеславовича Четверикова Че-2 и ближние бомбардировщики Павла Осиповича Сухого Су-2. Начинается массовое строительство истребителей ЛаГГ-3.
В начале Великой Отечественной войны конструкторское бюро Бериева эвакуируется в Омск, а затем в Красноярск, где строятся Бе-4, а авиационный завод №31 из Таганрога эвакуирован в Тбилиси. Всего в период с 1941 по 1944 год в Таганроге и в Тбилиси в общей сложности построено 2550 истребителей ЛаГГ-3.
После освобождения Таганрога от немецких оккупантов начинается восстановление разрушенного авиационного завода. Предприятие получает наименование завод №86. Не смотря на разруху в цехах завода ведется ремонт боевых самолетов в интересах фронта.
Возвращаются в Таганрог и специалисты морского самолетостроения во главе с Бериевым. 9 февраля 1946 года конструкторское бюро преобразовано в государственный союзный опытный завод №49 морского самолетостроения.
В серийное производство был запущен гидросамолет Бе-6, который строился серийно с 1952 по 1957 гг. Всего было выпущено 123 экземпляра Бе-6.
В 1959 году директором завода становится Сергей Моисеевич Головин. Почти 20 лет он возглавлял предприятие. Он вошел в историю завода живой легендой, пройдя путь от ученика слесаря до директора завода. На директорство Головина пришлось освоение таких самолетов, как Бе-10, Бе-12, Бе-30 и Ту-142. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер многих государственных наград Головин был удостоен звания «Почетный гражданин Таганрога».
В начале семидесятых в Таганроге создается экспериментальный образец самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Бартини.
25 июля 1975 г. в воздух поднялся первый противолодочный самолет Ту-142М таганрогской постройки. Он строился на заводе до 1994 г. в разных модификациях. На его базе создан самолет-ретранслятор Ту-142МР, который также строился серийно.
Достойный труд таганрогских самолетостроителей высоко отмечен Родиной. В 1976 году «ТАВИА» награждено орденом «Знак Почета», а в 1984 – орденом «Октябрьской революции».
Двое заводчан стали Героями Социалистического труда – это шлифовщик цеха №9 Александр Владимирович Мирошниченко и бывший директор завода Николай Васильевич Ожерельев.
19 декабря 1978 года совершил первый полет, разработанный ТАНТК самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 строившийся серийно для военно-воздушных сил СССР. Сейчас комплекс А-50 состоит на вооружении Российских ВВС и постоянно совершенствуется.
В 1986 году в воздух поднялся самый большой реактивный самолет-амфибия в мире А-40 «Альбатрос» разработанный по инициативе и под руководством Алексея Кирилловича Константинова.
Вскоре, 6 декабря 1989 года, Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу присвоено имя Георгия Михайловича Бериева.
Под руководством Геннадия Сергеевича Панатова, с 1990 года на ТАНТК им. Г.М. Бериева велась разработка самолета-амфибии для тушения лесных пожаров Бе-200 и легкого многоцелевого самолета амфибии Бе-103.
24 сентября 1998 г. первый полет совершил многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Серийное производство и продажи самолетов-амфибий Бе-200 являются одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева.
В апреле 2011 года осуществлена реорганизация ТАНТК имени Г.М. Бериева в форме присоединения к нему ТАВИА. Сейчас это объединенное предприятие специализируется на разработке, серийном производстве, модернизации и ремонте самолётов амфибий и авиационных комплексов специального назначения.
В рамках освоения серийного производства Бе-200 и в интересах перспективных проектов на ТАНТК выполняется обширная программа технического перевооружения и обновления основных фондов. Радикально модернизируется механообрабатывающее производство которое пополняется новейшими обрабатывающими центрами, кроме того, на ТАНТК внедряется система полного цифрового описания изделий и автоматизированной технологической подготовки производства.
Сегодня наше предприятие, входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию, специализируется на разработке, серийном производстве, модернизации и ремонте самолетов-амфибий и авиационных комплексов специального назначения. Важной составляющей деятельности предприятия остается капитальный ремонт самолетов авиации ВМФ России и Дальней авиации российских ВКС.
Одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева является серийное производство и продажи самолетов-амфибий Бе-200. 30 мая 2016 г. в Таганроге состоялась торжественная церемония выкатки первого, построенного в нашем городе, серийного Бе 200ЧС для МЧС России. 16 сентября мы подняли его в воздух. После проведения цикла летных испытаний он будет передан заказчику.
Сегодня ПАО ТАНТК имени Бериева динамично развивающееся в рамках Объединенной Авиастроительной Корпорации предприятие. Объединив потенциал конструкторского бюро и опытного самолетостроения с серийным производством комплекс ставит перед собой амбициозные цели, выпуск конкурентоспособной, современной авиационной техники для Российских и зарубежных заказчиков.
Мы уверены, что таганрогские авиастроители и далее будут выпускать конкурентоспособную авиационную технику, востребованную рынком и усиливать оборонную мощь нашего Отечества.
Хотелось бы поздравить таганрогских самолетостроителей и конструкторов, а также всех коллег создающих и эксплуатирующих авиационную технику со столетием авиастроения в нашем городе!

ПАО «ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА»
• опытное конструкторское бюро;
• производство;
• летно-испытательный комплекс;
• учебно-авиационный центр гидроавиации;
• авиационно-техническая база (АТБ);
• авиакомпания;
• аэропорт «Таганрог-Южный»;
• склад временного хранения(СВХ);
• испытательно-экспериментальная база в г. Геленджике;
• сеть представительств в России и за рубежом.
Виды деятельности
• разработка новой авиационной техники;
• изготовление опытных образцов авиационной техники;
• проведение летных и сертификационных испытаний и внедрение в серийное производство;
• серийное производство летательных аппаратов различного назначения, в том числе интеграция систем РЛДН;
• теоретические, экспериментальные исследования в областях аэро- и гидродинамики, динамических характеристик, системотехники, авиационного оборудования, авиационных конструкционных материалов;
• ремонт, модернизация и модификация существующих образцов авиационной техники;
• обучение и подготовка летно-технического состава;
• осуществление научно-технического сопровождения, эксплуатации и послепродажной поддержки изделий у заказчика;
• интегрированная логистическая поддержка;
• лизинг авиационной техники;
• маркетинговая деятельность.
http://www.beriev.com

ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА